Устранение нарушений закона в области пожарной безопасности



Судья: Султангалиев Х.К. Гр.д. № 33- 7461

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующей: Филатовой Г.В.

судей: Сказочкина В.Н. Пинчук С.В.

при секретаре: Хоциной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 01 июня 2011 года, которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Криволучье-Ивановская средняя общеобразовательная школа Красноармейского района (неопределенного круга лиц) о признании бездействия должностных лиц Администрации Красноармейского района Самарской области незаконным, обязании Администрации района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, удовлетворить частично.

Признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения законодательства о пожарной безопасности незаконным.

Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении Криволучье-Ивановская средняя образовательная школа провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством:

В здании структурного подразделения МОУ Криволучье-Ивановская СОШ детский сад «Колосок»: <адрес>:

-при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применить негорючий материал.

-в тамбуре основного эвакуационного выхода из группы демонтировать трубу отопления, препятствующую свободной эвакуации людей;

-входные двери в групповых ячеек оборудовать уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания;

- дверь основного эвакуационного выхода правой части здания (из раздевалки в тамбур) монтировать для открывания по ходу эвакуации людей из здания;

-для отделки стен на пути эвакуации применить негорючий материал;

-из помещения кухни на запасном эвакуационном выходе демонтировать трубу отопления, препятствующую свободной эвакуации людей;

-приборы приемно-контрольные и приборы управления, установить в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (в коридоре);

-помещение класса Ф1.1, предназначенного для одновременного пребывания более 10 чел.-оборудовать не менее двумя эвакуационными выходами (спальная группы);

-пути эвакуации оборудовать указательными элементами ФЭС по НПБ 160-97, в целях определения направления движения к эвакуационным выходам, местам размещения спасательных средств, средств противопожарной защиты, которые разместить на промежуточном уровне на стене на высоте от 1,2 до 1,8 м от уровня пола;

-двери складских помещений довести до требуемого предела огнестойкости не менее 0,6 ч.;

-установить предусмотренную проектом дверь, ведущую из группы с левой стороны здания в общий коридор, препятствующую распространению опасных факторов пожара на пути эвакуации.

В удовлетворении части иска прокурора о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ Криволучье-Ивановская СОШ и обязании Администрации муниципального района Красноармейский устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Криволучье-Ивановская СОШ, а именно провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью оборудования здания МОУ Криволучье-Ивановская СОШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02, отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., доводы представителя администрации м.о. Красноармейский по доверенности Гаврилина С.А., поддержавшего кассационную жалобу, заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Красноармейского района Самарской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд заявлением о признании незаконным бездействие должностных лиц Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области по обеспечению мер пожарной безопасности в МОУ Криволучье-Ивановская СОШ.

В обоснование заявления указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требо­ваний пожарной безопасности в МОУ Криволучье-Ивановская СОШ установлено, что образовательным учреждением требования законодательства о противопожарной безопасности выполняются не в полном объеме.

Так, в МОУ Криволучье-Ивановская СОШ, согласно приложения к акту проверки готовности к 2010-2011 учебному году отдела надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области выявлены нарушения:

Кроме того, в настоящее время указанное учреждение МОУ ведет образовательную деятельность без лицензии.

Самостоятельно муниципальное дошкольное образовательное учреждение в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения пожарной безопасности.

Также прокуратурой Красноармейского района Самарской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в МОУ Криволучье-Ивановская СОШ.

В ходе проверки было установлено, что в в здании МОУ Криволучье-Ивановская СОШ помещений медицинского пункта, отвечающего требованиям СанПиН № 2*4.2.1178-02, не имеется.

В связи с указанными нарушениями, прокуратурой Красноармейского района в мае ДД.ММ.ГГГГ года в адрес главы муниципального района Красноармейский было внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании.

Однако, до настоящего времени нарушения законодательства не устранены.

Самостоятельно МОУ Криволучье-Ивановская СОШне может устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране здоровья обучающихся, воспитанников.

Ссылаясь на то, что здание МОУ Криволучье-Ивановская СОШ принадлежит муниципальному образованию -муниципальному району Красноармейский, Прокурор Красноармейского района Самарской области просил суд признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения законодательства о пожарной безопасности незаконным.

Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении Павловская средняя образовательная школа провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством:

В здании структурного подразделения МОУ Криволучье-Ивановская СОШ детский сад «Колосок»: <адрес>:

- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применить негорючий материал.

Признать незаконным бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ Криволучье-Ивановская СОШ.

Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Криволучье-Ивановская СОШ, а именно провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию здания МОУ Криволучье-Ивановская СОШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02.

В ходе рассмотрения деда, Прокурор Красноармейского района Самарской области уточнил исковые требования, просил суд дополнительно обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством:

Так, в здании структурного подразделения МОУ Криволучье-Ивановская СОШ детский сад «Колосок»: <адрес>:

1. в тамбуре основного эвакуационного выхода из группы демонтировать трубу отопления, препятствующую свободной эвакуации людей;

2. входные двери в групповых ячеек оборудовать уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания;

3. Дверь основного эвакуационного выхода правой части здания (из раздевалки в тамбур) монтировать для открывания по ходу эвакуации людей из здания;

4. для отделки стен на пути эвакуации применить негорючий материал;

5. из помещения кухни на запасном эвакуационном выходе демонтировать трубу отопления, препятствующую свободной эвакуации людей;

6. Приборы приемно-контрольные и приборы управления, установить в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (в коридоре);

7. помещение класса Ф1.1, предназначенного для одновременного пребывания более 10 чел. оборудовать не менее двумя эвакуационными выходами (спальная группы);

8. Дверь основного эвакуационного выхода левой части здания (из раздевалки в тамбур) монтировать для открывания по ходу эвакуации людей из здания;

9. разработать план (схемы) эвакуации людей в случае пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009;

10. определить категории складских и технических помещений по взрывопожарной и пожарной опасности по НПБ 105-03 и класса зон по ПУЭ;

11. Пути эвакуации оборудовать указательными элементами ФЭС по НПБ 160-97, в целях определения направления движения к эвакуационным выходам, местам размещения спасательных средств, средств противопожарной защиты, которые разместить на промежуточном уровне на стене на высоте от 1,2 до 1,8 м от уровня пола;

12. двери складских помещений довести до требуемого предела огнестойкости не менее 0,6 ч.;

13. установить предусмотренную проектом дверь, ведущую из группы с левой стороны здания в общий коридор, препятствующую распространению опасных факторов пожара на пути эвакуации.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст.31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содер­жания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полно­мочиям органов местного самоуправления.

При этом к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопас­ности ст. 19 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относит в том числе обес­печение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

Под первичными мерами пожарной безопасности согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопас­ности» понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предот­вращению пожаров, спасению людей и имущества.

В соответствии со ст. 38 данного Закона ответственность за нарушение требований по­жарной безопасности несут собственники имущества, руководители федеральных органов ис­полнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организа­ций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Из материалов дела видно, что учредителями МОУ Криволучье-Ивановская СОШявляются Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области и Мини­стерство образования и науки Самарской области, которые осуществляют финансирование в соответствии с заключенными между ними договором, что подтверждается Уставом данного образовательного учреждения.

В ходе проверки соблюдения правил, норм и требований пожарной безопасности Муниципальным образовательным учреждением, отделом надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

Судом установлено, и не оспаривалось сторонами по делу, что часть выявленных нарушений устранена.

Так остаются невыполненными следующие требования противопожарного состояния зданий, а именно:

В здании структурного подразделения МОУ Криволучье-Ивановская СОШ детский сад «Колосок»: <адрес>:

-при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применить негорючий материал.

-в тамбуре основного эвакуационного выхода из группы демонтировать трубу отопления, препятствующую свободной эвакуации людей;

-входные двери в групповых ячеек оборудовать уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания;

-дверь основного эвакуационного выхода правой части здания (из раздевалки в тамбур) монтировать для открывания по ходу эвакуации людей из здания;

-для отделки стен на пути эвакуации применить негорючий материал;

-из помещения кухни на запасном эвакуационном выходе демонтировать трубу отопления, препятствующую свободной эвакуации людей;

-приборы приемно-контрольные и приборы управления, установить в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (в коридоре);

-помещение класса Ф1.1, предназначенного для одновременного пребывания более 10 чел. оборудовать не менее двумя эвакуационными выходами (спальная группы);

-пути эвакуации оборудовать указательными элементами ФЭС по НПБ 160-97, в целях определения направления движения к эвакуационным выходам, местам размещения спасательных средств, средств противопожарной защиты, которые разместить на промежуточном уровне на стене на высоте от 1,2 до 1,8 м от уровня пола;

-двери складских помещений довести до требуемого предела огнестойкости не менее 0,6 ч.;

-установить предусмотренную проектом дверь, ведущую из группы с левой стороны здания в общий коридор, препятствующую распространению опасных факторов пожара на пути эвакуации.

Установлено также, что самостоятельно муниципальное дошкольное образовательное учреждение в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения пожарной безопасности.

При наличии указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу, что собственником здания не надлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию учреждения образования.

В связи с этим суд обоснованно частично удовлетворил требования Прокурора, возложив на Администрации муниципального района Красноармейский Самарской провести необходимые орга­низационно-финансовые мероприятия в здании структурного подразделения МОУ Криволучье-Ивановская СОШ детский сад «Колосок», с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняются требования санитарного законодательства.

В силу ст.51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно п.4.21. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

Учитывая, что данные требования СанПиН вступают в законную силу с 01.09.2011г., суд правильно пришел к выводу, устранение нарушений действующего СанПиН в преддверии летних каникул детей, требует больших финансовых затрат, и является нецелесообразным, в связи с чем, обоснованно отказал прокурору Красноармейского района Самарской области в удовлетворении требований в части обязания Администрации муниципального района Красноармейский провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью оборудования здания МОУ Криволучье-Ивановская СОШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02.

Довод в кассационной жалобе о том, что истцом не доказано бездействие администрации муниципального района Красноармейский в части неустранення законодательства о пожарной безопасности, не состоятелен и опровергается материалами дела.

Ссылка на то, что проводимая органами госпожнадзора проверка (по поручению прокуратуры Красноармейского района) соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МОУ Криволучье-Ивановская СОШ проведена с нарушениями требований Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», является необоснованной, поскольку прокуратурой Красноармейского района в ходе проведения анализа причин отсутствия лицензии в структурных подразделениях МОУ Криволучье-Ивановская СОШ было установлено, что причиной этого является, отсутствие положительного заключения органов госпожнадзора о соответствии здания требованиям пожарной безопасности.

Судебная коллегия полагает, что решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 01 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области без удовлетворения

Председательствующий- Судьи -