О признании незаконным действия должностных лиц



Судья: Султангалиев Х.К. Гр.д. № 33-7462

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Филатовой Г.В.

судей: Пинчук С.В., Сказочкина В.Н.

при секретаре Хоциной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 01 июня 2011 года, которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Гражданская основная общеобразовательная школа Красноармейского района (неопределенного круга лиц) о признании бездействия должностных лиц Администрации Красноармейского района Самарской области незаконным, обязании Администрации района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, удовлетворить частично.

Признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения законодательства о пожарной безопасности незаконным.

Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении Гражданская основная образовательная школа провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством:

В здании структурного подразделения МОУ Гражданская ООШ детский сад «Антошка»: <адрес>

- установить сертифицированную противопожарную дверь2-го типа помещения электрощитовой с требуемым пределом огнестойкости;

- для отделки стен на путях эвакуации применить негорючий материал;

- планы эвакуации разработать в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002;

- над дверью основного эвакуационного выхода установить световой указатель «ВЫХОД»;

- для отделки путей эвакуации (общие коридоры, холлы, вестибюль) применить негорючие материалы;

В удовлетворении части иска прокурора о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ Гражданская ООШ и обязании Администрации муниципального района Красноармейский устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Гражданская ООШ, а именно провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью оборудования здания МОУ Гражданская ООШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02, отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., объяснения представителя администрации муниципального района Красноармейский – Гаврилина С.А., действующего по доверенности, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Нехаевой О.А., полагающей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Красноармейского района Самарской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального района Красноармейский о признании бездействия в части непринятия мер по устранению нарушений пожарной безопасности муниципального общеобразовательного учреждения Гражданская основная общеобразовательная школа Красноармейского района Самарской области незаконным и возложении обязанности по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий для приведения состояния МОУ Гражданская ООШ детский сад «Антошка» в соответствии с действующим законодательством в области пожарной безопасности.

В обоснование иска указал, что в МОУ Гражданская ООШ детский сад «Антошка» были выявлены нарушения требования пожарной безопасности. Ответчик не выделяет достаточных средств на их устранение.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит с учетом уточнений, признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения законодательства о пожарной безопасности незаконным.

Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении Гражданская основная образовательная школа провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством:

В здании структурного подразделения МОУ Гражданская ООШ детский сад «Антошка» <адрес>

-дверь помещения электрощитовой не имеет требуемый предел огнестойкости (не установлена сертифицированная противопожарная дверь 2-го типа) (нарушение п. З ППБ 01-03, табл. 1*, табл. 2* СНиП 21-01-97*, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*);

-для отделки стен на путях эвакуации применен горючий материал (краска) -(нарушение п. З, 53 ППБ 01-03; п.1.88* СНиП 2.08.02-89*);

-планы эвакуации разработаны с отступлениями ГОСТ 12.2.143-2002: размер не соответствует нормативным требованиям, выполнен не фотолюминесцентным покрытием (нарушение п.3.2, 1.4 ППБ 101-89, п.З ППБ 01-03, ГОСТ 12.2.143-2002);

- в помещении игровой ковровые дорожки на пути эвакуации не прикреплены надежно к полу (нарушение п.56 ППБ 01-03 п.56);

-в электрощитовой допущена эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем) предусмотренным конструкцией светильника (нарушение п.60 ППБ 01-03);

-в прачке допущена эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем) предусмотренным конструкцией светильника (нарушение п.60 ППБ 01-03);

-в помещении склада допущена эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем) предусмотренным конструкцией светильника (нарушение п.60 ППБ 01-03);

-в помещении пищеблока допущено соединение жил электропроводки с помощью скрутки (силовой кабель питания эл. плиты) - (нарушение п. З, 57, 60 ППБ 01-03; п.2.1.12 ПУЭ);

-в коридоре, ведущем к пищеблоку допущена эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем) предусмотренным конструкцией светильника (нарушение п.60 ППБ 01-03);

-в помещении кастелянши допущена эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем) предусмотренным конструкцией светильника (нарушение п. 60 ППБ 01-03);

-огнетушитель установлен с нарушением норм (на полу без обязательной фиксации) (нарушение п. З ППБ 01-03; п. 7.5;6.5;6.7;6.8 НПБ 166-97);

-над дверью основного эвакуационного выхода отсутствует световой указатель «ВЫХОД» (нарушение п.51;61 ППБ 01-03);

-для отделки путей эвакуации (общие коридоры, холлы, вестибюль) применены горючие материалы (линолеум) (нарушение п.53 ППБ 01-03, п.6.25* СНиП 21-01-97*);

-ширина эвакуационного пути, при открывании двери, из помещения сторожей в общий коридор, уменьшена более чем на ширину дверного полотна (нарушение п.З ППБ 01-03; п.4.6 СНиП 2.01.02-85);

-в складских помещениях располагаются электровыключатели (нарушение п.507 ППБ 01-03);

- в помещении электрощитовой отсутствует огнетушитель (нарушение п. 108 ППБ 01-03);

-отсутствует инструкция о порядке действия дежурного персонала при срабатывании автоматической пожарной сигнализации (нарушение п.З ППБ 01-03; п.1.1.1, 1.5.Г, 3.1.6 РД 009-01-96).

Признать незаконным бездействия должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ Гражданская ООШ и обязании Администрации муниципального района Красноармейский; устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Гражданская ООШ, а именно провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью оборудования здания МОУ Гражданская ООШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое представитель администрации муниципального района Красноармейский Самарской области в кассационной жалобе просит отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст.51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», органы местного самоуправления обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст.ст. 37,38 Закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», организации, учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов согласно ст. 19 Закона. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В связи с вступлением в силу с 01.01.05 г. «Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.04 г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» субъектов РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии со ст.19 Федерального Закона от 21.12.94 г. № 69-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Красноармейского района Самарской области была проведена проверка.

Судом установлено, что по результатам указанной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в МОУ Гражданская ООШ детский сад «Антошка».

Установлено также, что система противопожарной защиты здания МОУ Гражданская ООШ детский сад «Антошка», являющегося муниципальной собственностью, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности.

Установлено, что финансирование МОУ Гражданская ООШ осуществляется учредителями.

Согласно Уставу МОУ Гражданская ООШ, детский сад «Антошка» обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий развития личности ребенка и несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников центра во время образовательного процесса.

Из материалов дела следует, что неоднократно направляемые заявки заведующей МОУ Гражданская ООШ, детский сад «Антошка», в адрес ответчика о выделении денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности остаются без должного внимания.

Из материалов дела также следует, что актом проверки выявлены указанные выше нарушения, но в настоящее время остаются невыполненными следующие нарушения:

В здании структурного подразделения МОУ Гражданская ООШ детский сад «Антошка»: <адрес>

- не установлена сертифицированная противопожарная дверь2-го типа помещения электрощитовой с требуемым пределом огнестойкости;

- для отделки стен на путях эвакуации необходимо применить негорючий материал;

- планы эвакуации необходимо разработать в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002;

- над дверью основного эвакуационного выхода нужно установить световой указатель «ВЫХОД»;

- для отделки путей эвакуации (общие коридоры, холлы, вестибюль) необходимо применить негорючие материалы;

При таких обстоятельствах, когда установлено, что ответчиком, не обеспечено в полной мере соблюдение требований пожарной безопасности, что создает опасные условия нахождения в здании образовательного учреждения, а также на прилегающей к нему территории, детей, воспитателей, родителей воспитанников, а также иных лиц, которые могут находиться в здании МОУ Гражданская ООШ детский сад «Антошка», суд обоснованно удовлетворил требования прокурора и признал бездействие администрации по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в МОУ Гражданская ООШ детский сад «Антошка», незаконными, и обязал администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания центра в соответствие с действующим законодательством.

Вместе с тем суд, обоснованно ссылаясь на п.4.21. Постановления Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010г. №189, пришел к выводу о нецелесообразности устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ Гражданская ООШ и правильно отказал в удовлетворении указанной части исковых требований.

Доводы кассационной жалобы администрации о незаконности и необоснованности вынесенного решения, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчик осуществляет функции собственника имущества, в связи с чем суд обоснованно возложил на него обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Судом первой инстанции все обстоятельства дела были исследованы полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 01 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации муниципального района Красноармейский Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: