Судья: Попова Е.В. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е гр. дело № 33-6780 12 июля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Гороховика А.С. судей: Калинникоовй О.А., Решетняк М.А. при секретаре: Хоциной О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Агаева И.Г. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 19 мая 2011 года, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требования Агаева И.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на назначение пенсии досрочно - отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., возражение на доводы жалобы представителя УПФ РФ в Центральном районе г.Тольятти Самарской области по доверенности Соколову Н.Б., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Агаев И.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о признании незаконным отказа Пенсионного фонда в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». ДД.ММ.ГГГГ, комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области вынесла решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, из-за отсутствия специального стажа работы 10 лет. С данным решением не согласен. Трудовая деятельность истца началась со службы в Советской Армии ДД.ММ.ГГГГ и закончилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть длилась более 10 лет. После службы в Советской Армии. ДД.ММ.ГГГГ, истец поступил на работу <данные изъяты> В Пунктом 16 «а» Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденным Постановление Совета Министров СССР № 1044 от 4 августа 1956 года, предусмотрено, что на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утвержденных Советом Министров СССР - мужчины по достижении 50 лет при условии, если не менее половины всего стажа, необходимого для назначения пенсии по старости (подпункт «а», пункта 16) приходится на эти работы (независимо от места последней работы) Подпункт «К», пункта 109 данного Положения предусматривает что, «кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также, служба в составе Вооружённых сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР, служба в органах милиции. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца периоды, указанные в подпункте «К» и «Л», приравниваются по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода». Истец выбрал период службы в Советской Армии и приравнял его к работе в качестве <данные изъяты> В, что соответствовало списку № 1 должностей и профессий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173. В данной должности истец отработал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 10 лет. В подтверждение отработанного стажа ОАО «<данные изъяты>» выдало справку № от ДД.ММ.ГГГГ уточняющую особый характер работы или условий труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Истец считает, что при исчислении общей суммы трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, требуется суммирование службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, (1 год 5 месяцев 15 дней), и стажа работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет 05 месяцев 04 дня). В результате общая продолжительность специального трудового стажа составляет 10 лет 10 месяцев 19 дней, что даёт право на досрочное назначение пенсии по старости. Поскольку при исчислении общей продолжительности периодов трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, по списку № 1 утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 25 января 1991 года № 10 и списку № 1 утверждённого Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 516 - допускается суммирование профессий, истец считает необходимо применить метод суммирования профессий, для чего необходимо считать период службы в Вооружённых силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,, то есть 1 год 5 месяцев 15 дней, как приравненный и предшествующий периоду работы в качестве заливщика металла с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список № 1 Постановление Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173), и суммируется к периоду работы в качестве заливщика металла с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, равным 9 лет 05 месяцев 04 дня, и получается общий период 10 лет 10 месяцев 19 дней специального стажа дающего право на досрочную пенсию по Списку № 1 Ссылаясь на изложенное, с учетом уточненных исковых требований Агаев И.Г. просил суд период службы в Вооружённых силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,, то есть 1 год 5 месяцев 15 дней, как равный и предшествующий периоду работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 1 год 1 месяц 16 дней, приравнять и считать данный период соответствующим работе по списку № 1 должностей и профессий, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173. и дающим право на получение пенсии досрочно; обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области, периоды профессий, то есть служба в Вооружённых силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, равный 1 году 5 месяцев и 15 дней, соответствующий работе по списку № 1 должностей и профессий, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 и периоды работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, равным 9 лет 05 месяцев 04 дня, и признаваемым Управлением ПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области, соответствующем списку № 1, разделу XI, подразделу 1 «а», коду позиции 1110100а -12176, утверждённому Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10. и Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - суммировать в период равный 10 лет 10 месяцев 19 дней. И считать его дающим истцу право на получение пенсии досрочно, по достижении возраста в 50 лет, то есть с 10.11.2010 г. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Агаев И.Г. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. С 01.01.2002 г. пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, Агаев И.Г. обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, из-за отсутствия специального стажа работы 10 лет. Для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ №4 от 17.10.2003г. «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003г. №70 производятся суммирование периода работы по Списку №1 или №2 с периодом службы в составе Вооруженных Сил СССР по нормам ранее действовавшего Закона СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях». Согласно Постановлению Минтруда России от 17 октября 2003 г. N 70 об утверждении разъяснений N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28 и 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему во время выполнения данной работы (деятельности). Ранее действовавшее Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. (с последующими изменениями и дополнениями), наряду с периодами непосредственно выполнявшейся работы предусматривает включение в специальный трудовой стаж иных периодов общественно полезной деятельности. Причем такие периоды включались в стаж при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах по Спискам N 1 и N 2, утвержденным в 1956 г.. Согласно п. 109 указанного Положения в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, включается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подп. "к" п. 109 Положения). При назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в перечисленных органах приравнивается (по выбору обратившегося за пенсией) к работе, которая либо предшествовала службе, либо следовала за нею. Указанный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом его гражданин до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и специальный стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда граждане в период ранее действовавшего законодательства выработали специальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда (пенсии на льготных условиях), в том числе для назначения пенсии по старости со снижением возраста пропорционально отработанному специальному трудовому стажу, за ними сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по достижении необходимого возраста и при наличии общего трудового стажа (который они могут доработать в период действия нового законодательства). Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004г. №2-11 со ссылкой на Постановление от 24.05.2001г. №8-П и Определение от 05.11.2002г. №320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Таким образом, согласно конституционно-правовой позиции Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. ст.27,28) гарантирует сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости всем гражданам, которые на день введения его в действие уже имели необходимый специальный трудовой стаж, в том числе за период до 1 января 1992 г., с учетом которого назначается пенсия в связи с особыми условиями труда. При этом не имеет значения, что работы, которые в период их выполнения включались, как вредные и опасные, в стаж для назначения пенсии на льготных условиях, а в настоящее время таковыми не являются. Основополагающий момент для приобретения права на досрочное назначение пенсии -наличие специального трудового стажа, предусмотренного законодательством для той или иной категории работников. Судом установлено, что истец обратился за назначением трудовой пенсии по старости по Списку № 1 с учетом суммирования периодов Службы в вооруженных силах, за период до ДД.ММ.ГГГГ Агаев И.Г. имеет стаж работы 2 года 7 месяцев, из которых 1 год 1 месяц 16 дней - период работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, (профессии, предусмотренной Списком № 1) и предшествующий этому период службы в Вооружённых силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (взятый истцом) - 1 год 5 месяцев 15 дней. В данном случае с учетом службы у истца имеется 2 года 7 месяцев льготного стажа, что является не достаточным для назначения льготной пенсии по Списку №1, а на момент вступления в силу ранее указанного закона истец имел (без учета военной службы) всего 1 год 1 месяц 1 день стажа работы по Списку № 1, что также не дает оснований для досрочного назначения ему пенсии со снижением возраста пропорционально отработанному стажу. При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что истец по нормам ранее действовавшего законодательства не выработал специального трудового стажа, необходимого для досрочного назначения ему трудовой пенсии по старости по Списку № 1. Таким образом, Агаев И.Г. на момент вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях» без учета службы в Вооруженных силах СССР не выработал специальный трудовой стаж, необходимый для назначения ему трудовой пенсии по старости по Списку № 1, и к нему не применимо разъяснение Минтруда России N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28 и 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденное Постановлением Минтруда России от 17 октября 2003 г. N 70. Из пояснений специалиста ФИО1, заместителя начальника отдела перерасчета и назначении пенсии следует, что Служба истца в Вооруженных силах СССР была зачтена в общий стаж, суммирование периодов Службы в армии и работы, подпадающей по действие Списка № 1 после 01.01.1992 г. не предусмотрено законодательством. Кроме того, истец имеет право на назначение досрочной пенсии по старости при достижении возраста 51 год, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу, что у истца на ДД.ММ.ГГГГ не возникло право на получение пенсии досрочно, по достижении возраста в 50 лет, в связи с отсутствием специального трудового стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет. Суд обосновано признал не состоятельными доводы истца о том, что он имеет право на льготную пенсию с учетом службы в Вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая приравнивается к периоду работы на льготных условиях. В параграфе 11 п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. (с последующими изменениями и дополнениями), указано, что в соответствии с «действующим» законодательством лицам, занятым в течение установленного времени на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, назначаются пенсии на льготных условиях и в льготных размерах. Производства, цеха, профессии и должности, дающие право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотрены в Списках №1 и №2. Независимо от вида пенсии и от характера приравниваемой деятельности при назначении льготных пенсий действует общее правило: деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, учитывается в размере, не превышающем имеющего стажа работы, предусмотренной в Списках №1 и №2 Поскольку период службы истца в Вооруженных силах СССР значительно превышает льготную работу по Списку № 1, оснований для назначения пенсии с учетом суммирования льготных периодов Службы и Спискам № 1 до 01.01.1992 г., также не имеется. Судом установлено, что на дату обращения к ответчику специальный стаж Агаева И.Г. составляет 09 лет 05 месяцев 04 дня, таким образом, право истца на назначение досрочной пенсии по старости возникнет ДД.ММ.ГГГГ, то есть по достижении 51 года. При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, суд обосновано Агаеву И.Г. отказал в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на назначение пенсии досрочно. Доводы Агаева И.Г. в кассационной жалобе о незаконности вынесенного решения, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а судебное решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ, основания для отмены принятого по делу судебного решения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 19 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агаева И.Г. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи-