Судья: Борисова Е.А. гр.дело № 33-6920/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 07 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Моргачёвой Н.Н. судей: Сокол Т.Б., Акининой О.А. с участием прокурора Фоминой И.А. при секретаре Самодуровой А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 04 мая 2011 года, которым постановлено: «Признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № незаконным. Обязать Администрацию г.о. Самара, Муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № оборудовать в соответствии с требованиями СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2008 № 44, медицинский пункт который включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.; кабинет зубного врача, площадью 14 кв.м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м.; кабинет психолога, площадью 10 кв.м. При медпункте оборудовать самостоятельный санузел.». Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Моргачёвой Н.Н., доводы представителя Администрации г.о.Самара Парфеновой Ю.А. (по доверенности) в поддержание доводов кассационной жалобы, объяснения представителя Департамента образования администрации г.о.Самара Семенова А.В. (под доверенности), поддержавшего жалобу, заключение прокурора прокуратуры Самарской области Фоминой И.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Октябрьского района г. Самары обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц (обучающихся в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе №) к Администрации г.о.Самара, Департаменту образования г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение. Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Самары проверки выявлено, что в МОУ СОШ № отсутствует медицинский пункт. Самостоятельно учреждение не может устранить нарушения ввиду значительных финансовых затрат. Администрация г.о. Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляет. Ссылаясь на ч. 1 ст. 51, ч. 3 ст. 32, ч. 1 ст. 41, ч. 3 ст. 44 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», требования СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2008 № 44, ст. 9 Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 2, ч.1 ст.24 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», с учетом уточнений, прокурор Октябрьского района г. Самары просил суд признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № незаконным. Обязать Администрацию г.о. Самара, Муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № оборудовать в соответствии с требованиями СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2008 № 44, медицинский пункт, который включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.; кабинет зубного врача, площадью 14 кв.м., оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м.; кабинет психолога, площадью 10 кв.м. При медпункте оборудовать самостоятельный санузел. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права. В соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При рассмотрении и разрешении спора по существу суд первой инстанции обязан учесть особенность, обусловленную отсутствием у ответчика - МОУ СОШ № права собственности на занимаемое ответчиком здание, поскольку в силу ч. 2 ст. 39 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3.266-1 "Об образовании" объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Согласно ст. 41 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. В силу пункта 4 статьи 51 указанного выше Закона медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Из материалов дела следует и данное обстоятельство в заседании судебной коллегии подтвердил представитель Департамента образования Администрации г.о. Самара, что в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ медицинское обслуживание в школе осуществляют работники ММУ «Городской поликлиники №» <адрес>. В соответствии с п. 2.3.22 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02, утвержденных и введенных в действие с 1 сентября 2003 года Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.11.02 года N44 (в редакции от 26.12.08), (далее - СанПиН 2.4.2.1178-02) медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в Приложении 1. В то же время п.п. 2.8.1 и 2.8.5 указанных Правил предусмотрено, что при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, столовую или буфет, медпункт или помещение для медицинского обеспечения, административно-хозяйственные помещения, санузлы, рекреации и гардероб. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора. Как следует из материалов дела, в МОУ СОШ № имеется медицинский кабинет, который состоит из двух помещений площадью 38,1 кв.м. и 9,9 кв.м. В Правилах не содержится императивного требования о площади кабинетов медицинского пункта. Согласно п.п. 2.8.1 и 2.8.5 указанных выше Правил предусмотрено, что при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений, в том числе: медпункт или помещение для медицинского обеспечения. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора. Само по себе отсутствие в школе какого-либо из указанных в Правилах помещений не является нарушением закона и не ведет к нарушению прав учащихся. При этом, отсутствие набора медицинских помещений не влияет на оказание медицинской помощи школьникам, поскольку такая помощь оказывается по договору с медицинским учреждением, угрозы для жизни и здоровья учащихся не имеется. Так, действующим законодательством предусмотрено при отсутствии стоматологических кабинетов в образовательных учреждениях оказание стоматологической помощи обучающимся в детских стоматологических поликлиниках или стоматологических отделениях (кабинетах) детских поликлиник (п. 2 Положения об организации деятельности стоматологического кабинета в образовательных учреждениях, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ N 964-н от 03.12.2009 года). Кроме того, из материалов дела следует, что здание школы № построено в 1937 году, с момента ввода его в эксплуатацию функциональное назначение его не менялось, указанное здание не реконструировалось, что затрудняет оборудование в данном здании медицинского пункта в объеме указанном прокурором, с ссылкой на СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.02 № 44. Прокурор не привел никаких доводов, каким образом использование существующего помещения медицинского кабинета может создать угрозу для жизни или здоровья неопределенного круга лиц. Таким образом, прокурором, требующим судебной защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований. Сведений о поступлении обращений контролирующих органов или заявлений законных представителей учащихся о нарушении их прав, свобод и законных интересов суду не представлено. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в силу чего оно подлежит отмене. В соответствии со ст.361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств. Фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора, подтверждены материалами дела, однако судом допущено неправильное применение норм материального права. Судебная коллегия считает возможным отменить решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Самары, заявленных в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение отказать в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ленинского районного суда г. Самары от 04 мая 2011 года отменить, постановить по делу новое решение. В удовлетворении иска прокурора Октябрьского района г. Самары, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Самара, Департаменту образования городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать в соответствии с требованиями СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2002 № 44, медицинский пункт, который включает: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.; кабинет зубного врача, площадью 14 кв.м., оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м.; кабинет психолога, площадью 10 кв.м., самостоятельный санузел, отказать. Председательствующий: подпись Судьи: подписи Копия верна.