Судья: Султангалиев Х.К. гр.д. № 33-7463 «18» июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего: Книстяпиной Н.А. судей: Подольской А.А., Елистратовой Е.В. при секретаре: Самодуровой А.И. с участием прокурора: Нехаевой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 01 июня 2011 года, которым постановлено: «Исковое заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах учащихся муниципального общеобразовательного учреждения П*** средняя общеобразовательная школа Красноармейского района (неопределенного круга лиц) о признании бездействия должностных лиц Администрации Красноармейского района Самарской области незаконным, обязании Администрации района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, удовлетворить частично. Признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения законодательства о пожарной безопасности незаконным. Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении П*** средняя образовательная школа провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством: В здании структурного подразделения МОУ П*** СОШ детский сад «<данные изъяты>»: <адрес>: - пути эвакуации отделать негорючими материалами; - выровнять перепады высот уровня пола на путях эвакуации (в тамбуре главного входа и при входе в группу); - монтаж воздушной линии электропередачи (кабель электрообеспечения строения котельной) выполнить в соответствии с ПУЭ; - планы эвакуации людей на случай возникновения пожара выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.2.143-2009; - в столовой провести очистку системы вентиляции, составить график проверки профилактического осмотра и очистки вентиляционного оборудования; В удовлетворении части иска прокурора о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ П*** СОШ и обязании Администрации муниципального района Красноармейский устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ П*** СОШ, а именно провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью оборудования здания МОУ П*** СОШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02. отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения представителя администрации м.р. Красноармейский Самарской области – Гаврилина С.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в поддержание доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Красноармейского района Самарской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании действия (бездействия) должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский Самарской области в части непринятия мер по устранению нарушений пожарной безопасности МОУ П*** СОШ незаконным и возложении обязанности по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий для приведения состояния МОУ П*** СОШ в соответствии с действующим законодательством в области пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что в МОУ П*** СОШ, в результате проверки, проведенной прокуратурой Красноармейского района Самарской области, были выявлены многочисленные нарушения требования пожарной безопасности. Также были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм и правил. МОУ П*** СОШ самостоятельно не может устранить нарушения в виду значительности финансовых затрат. Администрация м.р. Красноармейский Самарской области не выделяет достаточных средств на их устранение. В мае 2010 г. прокуратурой Красноармейского района Самарской области в адрес главы м.р. Красноармейский было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Однако до настоящего времени нарушения пожарной безопасности в МОУ П*** СОШ не устранены. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский Самарской области в обеспечении мер пожарной безопасности в МОУ П*** СОШ незаконным, обязать администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МОУ П*** СОШ, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством, а именно: пути эвакуации отделать негорючими материалами; выровнять перепады высот уровня пола на путях эвакуации (в тамбуре главного входа и при входе в группу; обработать огнезащитным составом несущие деревянные конструкции чердака; монтаж воздушной линии электропередачи (кабель электрообеспечения строения котельной) выполнить в соответствии с ПУЭ; произвести замеры сопротивления изоляции электрооборудования, электросети и защитного контура заземления; планы эвакуации людей на случай возникновения пожара выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.2.143-2009; заключить договор на техническое обслуживание автоматической установки противопожарной сигнализации (АУПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) с организацией, имеющей лицензию; помещения детского сада доукомплектовать первичными средствами пожаротушения (2-ми огнетушителями) согласно норм положенности; в столовой провести очистку системы вентиляции, составить график проверки, профилактического осмотра и очистки вентиляционного оборудования; двери коридоров оборудовать уплотнителями в притворах и устройствами для самозакрывания; дверь из младшей группы монтировать для открывания по ходу эвакуации людей из здания; дверь эвакуационного выхода из младшей группы оборудовать армированным стеклом; дверь эвакуационного выхода из старшей группы оборудовать армированным стеклом; при одностороннем открывании двери из спальни младшей группы ширину эвакуационного выхода установить более половины ширины дверного полотна, признать незаконным бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ П*** СОШ, обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в здании МОУ П*** СОШ, а именно: провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью оборудования здания МОУ Павловская СОШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе администрация муниципального района Красноармейский Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. В силу ст.51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», органы местного самоуправления обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно ст.ст. 37,38 Закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», организации, учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов согласно ст. 19 Закона. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. В связи с вступлением в силу с 01.01.05 г. «Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.04 г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» субъектов РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. В соответствии со ст.19 Федерального Закона от 21.12.94 г. № 69-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Из материалов дела следует, что прокуратурой Красноармейского района Самарской области была проведена проверка. Установлено, что по результатам указанной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм и правил в МОУ П*** СОШ. Согласно акту проверки № от 10.03.11 г. отдела надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области, в МОУ П*** СОШ выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Установлено, что здание МОУ П*** СОШ принадлежит муниципальному образованию – муниципальному району Красноармейский Самарской области. Из материалов дела усматривается, что часть нарушений требований пожарной безопасности в МОУ Павловская СОШ устранены, не выполнены следующие требования противопожарной безопасности: в здании структурного подразделения МОУ П*** СОШ детский сад «<данные изъяты>», <адрес>: пути эвакуации отделать негорючими материалами; выровнять перепады высот уровня пола на путях эвакуации (в тамбуре главного входа и при входе в группу; монтаж воздушной линии электропередачи (кабель электрообеспечения строения котельной) выполнить в соответствии с ПУЭ; планы эвакуации людей на случай возникновения пожара выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.2.143-2009; в столовой провести очистку системы вентиляции, составить график проверки, профилактического осмотра и очистки вентиляционного оборудования. При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией муниципального района Красноармейский Самарской области, не обеспечено в полной мере соблюдение требований пожарной безопасности, что создает опасные условия нахождения в здании образовательного учреждения, а также на прилегающей к нему территории, детей, воспитателей, родителей воспитанников, а также иных лиц, которые могут находиться в здании структурного подразделения МОУ, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора в части признания бездействия администрации м.р. Красноармейский Самарской области, по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в МОУ П*** СОШ незаконными, и обязал администрацию м.р. Красноармейский Самарской области провести указанные выше необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания СОШ в соответствие с действующим законодательством. Также суд правильно отказал прокурору Красноармейского района Самарской области в удовлетворении его требований о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ П*** СОШ и обязании администрации м.р. Красноармейский устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ П*** СОШ, а именно: провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью оборудования здания МОУ П*** СОШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02, поскольку согласно п.4.21. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 года №19993), в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях. Однако данные требования СанПиН вступают в законную силу с 01.09.11 г., устранение нарушений действующего СанПиН в преддверии летних каникул детей, требующее больших финансовых затрат, является нецелесообразным. Доводы кассационной жалобы о том, что проверка в отношении соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ П*** СОШ 10.03.11 г. была проведена с нарушениями, не могут быть приняты во внимание, поскольку факт наличия нарушений требований пожарной безопасности в здании МОУ П*** СОШ представителем администрации, при рассмотрении дела по существу, не оспаривалось, часть нарушений, выявленных при проверки 10.03.11 г. были устранены. Кроме того, согласно пояснениям представителя администрации, данных при рассмотрении дела пол существу, нарушения требований пожарной безопасности, выявленные при проверке, имеют место, часть нарушений устранена, работа по устранению остальных нарушений ведется в настоящее время (л.д. 53). При таких обстоятельствах решения суда является правильным, оснований к его отмене не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 01 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального района Красноармейский Самарской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: