Судья: Султангалиев Х.К. Гр.д. № 33- 7459 18 июля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующей: Книстяпиной Н.А. судей: Подольской А.А., Елистратовой Е.В. при секретаре: Самодуровой А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 01 июня 2011 года, которым постановлено: «Исковое заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Колыванская средняя общеобразовательная школа Красноармейского района (неопределенного круга лиц) о признании бездействия должностных лиц Администрации Красноармейского района Самарской области незаконным, обязании Администрации района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, удовлетворить частично. Признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения законодательства о пожарной безопасности незаконным. Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении Колыванская средняя образовательная школа провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством: В здании Каменно-Бродского филиала МОУ Колыванская СОШ: <адрес>: -при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применить негорючий материал; В здании структурного подразделения МОУ Колыванская СОШ детский сад «Родничок»: <адрес>: -при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применить негорючий материал; -планы эвакуации разработан с соблюдением ГОСТ 12.2.143-2002; В здании структурного подразделения МОУ Колыванская СОШ детский сад «Березка»: <адрес>: -по ограждающим конструкциям и перегородкам не допускать прокладку электропровода по горючему основанию без дополнительной защиты; -не допускать эксплуатацию электропроводов с потерявшей защитные свойства изоляцией; -для отделки стен тамбуров эвакуационных выходов применить негорючий материал. В здании структурного подразделения МОУ Колыванская СОШ детский сад «Светлячок»: <адрес>, <адрес>: -план (схемы) эвакуации людей в случае пожара разработать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009; -входные двери групповых ячеек оборудовать уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания; -двери складских помещений, гладильной довести до требуемого предела огнестойкости не менее 0,6 ч.; В удовлетворении части иска прокурора о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ Колыванская СОШ и обязании Администрации муниципального района Красноармейский устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Колыванская СОШ, а именно провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью оборудования здания МОУ Колыванская СОШ, а также здания Каменно-Бродского филиала МОУ Колыванская СОШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1 178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02, отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., доводы в поддержание кассационной жалобы представителя ответчика Гаврилина С.А., мнение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: Прокурор Красноармейского района Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области по обеспечению мер пожарной безопасности в МОУ Колыванская СОШ. В обоснование заявления указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ Колыванская СОШ установлено, что образовательным учреждением требования законодательства о противопожарной безопасности выполняются не в полном объеме. Так, в МОУ Колыванская СОШ, согласно акта проверки №11 от 02.06.10, а также приложения к акту проверки готовности к 2010-2011 учебному году отдела надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области выявлены нарушения: В здании Каменно-Бродского филиала МОУ Колыванская СОШ: <адрес>: -при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применен горючий материал (краска) (нарушение п.53 ППБ 01-03); В здании структурного подразделения МОУ Колыванская СОШ детский сад «Родничок»: <адрес>: -при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применен горючий материал (краска) (нарушение п.53 ППБ 01-03); -планы эвакуации разработан с отступлением ГОСТ 12.2.143-2002: размер не соответствует нормативным требованиям, выполнен не фотолюминесцентным покрытием (нарушение п.3 ППБ 01-03, п.3.2, 1.4 ППБ 101-89, ГОСТ 12.2.143-2002); -дверь лестничной клетки, ведущая в тамбур центрального входа открывается не по ходу выхода из здания (нарушение п.52 ППБ 01-03); -дверь лестничной клетки, ведущая в тамбур центрального входа не имеет устройства самозакрывания и уплотнения в притворах (нарушение п.34 ППБ 01-03, п.2.1.11 ППБ 101-89. п.6.18СНиП 21-01-97*); -двери, ведущие из коридора 1 этажа в лестничную клетку, не имеют устройства самозакрывания и уплотнения в притворах (нарушение п.34 ППБ 01-03, п.2.1.11 ППБ 101-89, п.6.18СНиП 21-01-97*); -дверь помещения электрощитовой не имеет требуемый предел огнестойкости (нарушение п.3 ППБ 01-03, табл.1* табл.2* СНиП 21-01-97*, п.1.82 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*): В здании структурного подразделения МОУ Колыванская СОШ детский сад «Березка»: <адрес>: -по ограждающим конструкциям и перегородкам допущена прокладка электропровода по горючему основанию без дополнительной защиты (нарушение п.57 ППБ 01-03, п.2.1.36 табл.2.1.3ПЭУ); -допущена эксплуатация электропроводов с потерявшей защитные свойства изоляцией (нарушение п.60 ППБ 01-03); -для отделки стен тамбуров эвакуационных выходов применен горючий материал (нарушение п.53 ППБ 01-03) До настоящего времени указанные нарушения требований пожарной безопасности в вышеуказанных зданиях МОУ Колыванская СОШ не устранены. Без выполнения вышеуказанных требований пожарной безопасности филиалу и структурному подразделению МОУ Колыванская СОШ не может быть выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании». Кроме того, в настоящее время указанные учреждения МОУ ведут образовательную деятельность без лицензии. Самостоятельно муниципальное дошкольное образовательное учреждение в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения пожарной безопасности. Также прокуратурой Красноармейского района Самарской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в МОУ Колыванская СОШ. В ходе проведения проверки было установлено, что в МОУ Колыванская СОШ, а также в Каменно-Бродском филиале МОУ Колыванская СОШ помещений медицинского пункта, отвечающего требованиям СанПиН № 2.4.2.1178-02, не имеется, соответственно в МОУ Колыванская СОШ, а также в Каменно-Бродском филиале МОУ Колыванская СОШ отсутствует какое-либо медицинское оборудование. В связи с указанными нарушениями, прокуратурой Красноармейского района в мае 2010 года в адрес главы муниципального района Красноармейский было внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании. Однако, до настоящего времени нарушения законодательства не устранены. Самостоятельно МОУ Колыванская СОШ не может устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране здоровья обучающихся, воспитанников. Ссылаясь на то, что здание МОУ Колыванская СОШ принадлежит муниципальному району Красноармейский, Прокурор Красноармейского района Самарской области просил суд признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения законодательства о пожарной безопасности незаконным. Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МОУ Колыванская СОШ провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством: В здании Каменно-Бродского филиала МОУ Колыванская СОШ: <адрес>: -при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применить негорючий материал: В здании структурного подразделения МОУ Колыванская СОШ детский сад «Родничок»: <адрес>: -при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применить негорючий материал; -планы эвакуации разработан с соблюдением ГОСТ 12.2.143-2002; -дверь лестничной клетки, ведущую в тамбур центрального входа монтировать для открывания по ходу выхода из здания; -дверь лестничной клетки, ведущую в тамбур центрального входа оборудовать устройствами самозакрывания и уплотнения в притворах; -двери, ведущие из коридора 1 этажа в лестничную клетку, оборудовать устройствами самозакрывания и уплотнения в притворах; -дверь помещения электрощитовой монтировать с требуемым пределом огнестойкости. В здании структурного подразделения МОУ Колыванская СОШ детский сад «Березка»: <адрес>: -по ограждающим конструкциям и перегородкам не допускать прокладку электропровода по горючему основанию без дополнительной защиты; -не допускать эксплуатацию электропроводов с потерявшей защитные свойства изоляцией; -для отделки стен тамбуров эвакуационных выходов применить негорючий материал. Признать незаконным бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ Колыванская СОШ и в здании Каменно-Бродского филиала МОУ Колыванская СОШ. Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Колыванская СОШ, а именно провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью по оборудованию здания МОУ Колыванская СОШ, а также здания Каменно-Бродского филиала МОУ Колыванская СОШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02. В ходе рассмотрения дела, Прокурор Красноармейского района Самарской области уточнил исковые требования, просил суд дополнительно обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МОУ Колыванская СОШ, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством: В здании структурного подразделения МОУ Колыванская СОШ детский сад «Светлячок»: <адрес>: -план (схемы) эвакуации людей в случае пожара разработать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009; -определить категории складских и технических помещений по взрывопожарной и пожарной опасности по НПБ 105-03 и класса зон по ПУЭ; -входные двери групповых ячеек оборудовать уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания; -на путях эвакуации обеспечить наличие знаков пожарной безопасности, выполненных-о соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009; -двери складских помещений, гладильной довести до требуемого предела огнестойкости не менее 0,6 ч.; -приборы приемно-контрольные и приборы управления, установить в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала; -на путях эвакуации в коридоре со стороны младшей группы демонтировать зеркалоТ -на эвакуационном выходе возле помещения кухни демонтировать порог: -на основном эвакуационном выходе из старшей группы демонтировать порог; -на фасаде здания установить соответствующие указатели (объемные световые или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) близ лежащих пожарных гидрантов; -установить запор на дверях эвакуационного выхода из тамбура помещения младшей группы непосредственно наружу с возможностью обеспечения людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа; -в помещении кухни огнетушители разместить на высоте не более 1,5 м. от пола; -ступени крыльца эвакуационного выхода возле кухни выполнить в соответствии с нормами п.6.30 СНиП 21-01-97). Судом постановлено вышеизложенное решение. В кассационной жалобе представитель Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В силу ст.31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. При этом к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности ст. 19 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относит в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Под первичными мерами пожарной безопасности согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества. В соответствии со ст. 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Из материалов дела видно, что учредителями МОУ Ленинская СОШ являются Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области и Министерство образования и науки Самарской области, которые осуществляют финансирование в соответствии с заключенными между ними договором, что подтверждается Уставом данного образовательного учреждения. В ходе проверки соблюдения правил, норм и требований пожарной безопасности Муниципальным образовательным учреждением от 02.06.2010г. и от 29.04.2011г., отделом надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Судом установлено, и не оспаривалось сторонами по делу, что часть выявленных нарушений устранена. Так остаются невыполненными следующие требования противопожарного состояния зданий, а именно: В здании Каменно-Бродского филиала МОУ Колыванская СОШ: <адрес>: -при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применить негорючий материал; В здании структурного подразделения МОУ Колыванская СОШ детский сад «Родничок»: <адрес>: -при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применить негорючий материал; -планы эвакуации разработан с соблюдением ГОСТ 12.2.143-2002; В здании структурного подразделения МОУ Колыванская СОШ детский сад «Березка»: <адрес>: -по ограждающим конструкциям и перегородкам не допускать прокладку электропровода по горючему основанию без дополнительной защиты; -не допускать эксплуатацию электропроводов с потерявшей защитные свойства изоляцией; -для отделки стен тамбуров эвакуационных выходов применить негорючий материал. В здании структурного подразделения МОУ Колыванская СОШ детский сад «Светлячок»: <адрес>: -план (схемы) эвакуации людей в случае пожара разработать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009; -входные двери групповых ячеек оборудовать уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания; -двери складских помещений, гладильной довести до требуемого предела огнестойкости не менее 0,6 ч. Установлено также, что самостоятельно муниципальное дошкольное образовательное учреждение в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения пожарной безопасности. При наличии указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу, что собственником здания не надлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию учреждения образования. В связи с этим суд обоснованно частично удовлетворил требования Прокурора, возложив на Администрации муниципального района Красноармейский Самарской провести необходимые организационно-финансовые мероприятия в здании Каменно-Бродского филиала МОУ Колыванская СОШ, в здании структурного подразделения МОУ Колыванская СОШ детский сад «Родничок», в здании структурного подразделения МОУ Колыванская СОШ детский сад «Светлячок», с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством. В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняются требования санитарного законодательства. В силу ст.51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно п.4.21. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях. Учитывая, что данные требования СанПиН вступают в законную силу с 01.09.2011г., суд правильно пришел к выводу, устранение нарушений действующего СанПиН в преддверии летних каникул детей, требует больших финансовых затрат, и является нецелесообразным, в связи с чем, обоснованно отказал прокурору Красноармейского района Самарской области в удовлетворении требований в части обязания Администрации муниципального района Красноармейский провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью оборудования здания МОУ Колыванская СОШ, а также здания Каменно-Бродского филиала МОУ Колыванская СОШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02. Довод в кассационной жалобе о том, что истцом не доказано бездействие администрации муниципального района Красноармейский в части неустранення законодательства о пожарной безопасности, не состоятелен и опровергается материалами дела. Ссылка на то, что проводимая органами госпожнадзора проверка (по поручению прокуратуры Красноармейского района) соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МОУ Колыванская СОШ проведена с нарушениями требований Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», является необоснованно, поскольку прокуратурой Красноармейского района в ходе проведения анализа причин отсутствия лицензии в структурных подразделениях МОУ Колыванская СОШ было установлено, что причиной этого является отсутствие положительного заключения органов госпожнадзора о соответствии здания требованиям пожарной безопасности. Наличие нарушений пожарной безопасности само по себе подтверждает обоснованность проведенной проверки и свидетельствует о непринятии собственником помещения должных мер к их устранению. Доводы о том, что большая часть нарушений уже устранена, не являются основанием к отмене правильного решения суда. Судебная коллегия полагает, что решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 01 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области без удовлетворения Председательствующий Судьи -