Судья: Антонова Е.В. гр. Дело № 33-7332 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 18 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего судьи- Книстяпиной Н.А. Судей- Елистратовой Е.В., Подольской А.А. При секретаре судебного заседания Самодуровой А.И. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации г.о. Самара на решение Самарского районного суда г. Самары от 15.06.2011г., которым постановлено: « Иск прокурора Самарского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад №, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара об устранении нарушений закона в области пожарной безопасности, удовлетворить полностью. Признать бездействие администрации городского округа Самара, Департамента образования администрации городского округа Самара в части непринятия мер к устранению нарушений пожарной безопасности в МДОУ детский сад № незаконным. Обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МДОУ детский сад № провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания в соответствие с действующим законодательством, а именно: выполнить ширину эвакуационного пути по коридору не менее 1,2 м; осуществить выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы.». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., доводы представителя Администрации г.о. Самара Поповой Е.С. в поддержание доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей, что решение суда подлежит частичной отмене, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: Прокурор Самарского района г.о. Самара обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад №, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара об устранении нарушений закона в области пожарной безопасности. С учетом уточнения исковых требований, просил - признать бездействие администрации городского округа Самара, Департамента образования администрации городского округа Самара в части непринятия мер к устранению нарушений пожарной безопасности в МДОУ детский сад № незаконным. Обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МДОУ детский сад № провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания в соответствие с действующим законодательством, а именно: выполнить ширину эвакуационного пути по коридору не менее 1,2 м; осуществить выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе представитель Администрации г.о. Самара просит решение суда отменить, поскольку оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям. В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Самарского района и органами пожарного надзора проводилась проверка соблюдения в МДОУ № требований пожарной безопасности. На момент вынесения судебного решения установлено 2 не устраненных нарушения – ширина эвакуационного пути по коридору менее 1,2 м; не осуществлен выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы. Рассматривая исковые требования прокурора, суд правильно применил нормы материального права и указал, что безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании», и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны, и их обеспечение должно решаться в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера. Допрошенный судом в качестве специалиста государственный инспектор г.о. Самара по пожарному надзору подтвердила, что указанные в предписании нарушения требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад № не устранены. Принимая во внимание, что детский сад является дошкольным образовательным учреждением, орган пожарного надзора считает необходимым установить выход сигнала в целях своевременного и непосредственного оповещения о возникшей пожарной опасности и предотвращения угрозы жизни и здоровью детей. Возможность подключения выхода и принятия сигнала имеется с середины 2010 года, однако, до настоящего времени детский сад не заключил соответствующий договор. Ширину коридора также необходимо привести в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности. При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что иск прокурора заявлен правомерно, имеют место нарушения требования закона, влекущие не обеспечение безопасности нахождения детей в детском саде. Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд необоснованно не принял во внимание возражения ответчиков в части отсутствия технической возможности по расширению ширины коридора до 1,2м. В соответствии с требованиями ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Судом оставлено без внимания, что судебное решение должно быть исполнимым, и при этом устранение одного нарушения требований пожарной безопасности, не должно влечь нарушения иных требований и норм, в том числе строительных. Возможность увеличения ширины коридора в МДОУ № без нарушения конструктивных особенностей здания, в котором располагается дошкольное учреждение, прокурором не доказано. Как следует акта от ДД.ММ.ГГГГ помещения МДОУ детский сад № расположены на первом этаже 4-х этажного жилого дома по адресу <адрес>. Наружные стены здания кирпичные, внутренние перегородки кирпичные, гипсолитовые. Здание, в котором располагается МДОУ – 1957 года постройки, является памятником истории и культуры. Таким образом, прокурором не доказана возможность выполнения строительных работ, при которых на первом этаже здания возможно осуществить разрушение внутренних кирпичных перегородок без ущерба для прочности всего здания. Выводы суда о том, что при отсутствии со стороны администрации учреждения действий, направленных на принятие иных компенсационных мер, влечет удовлетворение заявленных исковых требований, основаны на неверном толковании норм права. Суд обязан рассмотреть заявленные исковые требования, следовательно, обсуждение того, каким иным способом возможно компенсировать недостаточную ширину коридора, выходят за пределы предъявленных исковых требований – увеличить ширину эвакуационного выхода по коридору. Прокурор не лишен права предъявления иных исковых требований. Судебная коллегия полагает, что решение суда в части удовлетворения исковых требований об обязании ширину эвакуационного пути по коридору выполнить не менее 1,2 м. подлежит отмене и в данной части следует постановить новое решение, которым в иске прокурору отказать. В остальной части решение суда является правильным. Доводы ответчика о том, что бюджетное финансирование на текущий год не предусматривает дополнительных затрат на устранение такого рода недостатков в МДОУ № и отсутствия правовых оснований для возложения обязанность на всех ответчиков, судебная коллегия полагает необоснованными. Источником формирования финансовых ресурсов детского сада № являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары № 294 от 10.07.06, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: 1) обеспечивает составление проекта бюджета городского округа и разрабатывает и представляет документы и материалы, составляемые одновременно с проектом бюджета; 2) готовит предложения по внесению изменений в решение о бюджете городского округа. Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации городского округа Самара. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара. Решение вопросов местного значения в соответствии со ст. 25 Устава относится к компетенции администрации г.о. Самара. На основании п. 3.9 Положения о Департаменте образования администрации города Самары, утвержденного постановлением Главы города Самара от 20.02.04г. №33, Департамент образования учреждает, реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные учреждения, а также иные организации муниципальной системы образования от имени муниципального образования города Самара, утверждает их учредительные документы, изменения и дополнения в них. Согласно п. 3.16 названного Положения в функции Департамента входят также прогноз потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений и иных организаций муниципальной системы образования. Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п.1 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара № 707 от 26.03.09, является «отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений. Таким образом, доводы о необоснованности возложения на всех ответчиков обязанности по устранению нарушений действующего законодательства, не основаны на нормативно-правовых актах, регулирующих полномочия Департамента образования г.о. Самара и Администрации г.о. Самара по соблюдению требований действующего законодательства. Суд в данной части полно, всесторонне исследовал доказательства по делу, дал им правильную правовую оценку, требования разрешены на основании действующего законодательства. Доводы о том, что фактически вывод сигнала осуществлен, не заключен только договор на техническое обслуживание, не влекут отмену законного и обоснованного решения в данной части, поскольку фактически при срабатывании пожарной сигнализации сигнал на ЦУС (01) Государственной службы не поступит. На основании изложенного, руководствуясь ст.362 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Самарского районного суда г. Самары от 15.06.2011г. отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Самарского района г. Самары об обязании администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара, МДОУ детский сад № провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания в соответствие с действующим законодательством, а именно: выполнить ширину эвакуационного пути по коридору не менее 1,2 м. Постановить в данной части новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении исковых требований об обязании администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара, МДОУ детский сад № провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания в соответствие с действующим законодательством, а именно: выполнить ширину эвакуационного пути по коридору не менее 1,2 м. В остальной части решение суда оставить без изменения. Председательствующий: подпись Судьи : 2 подписи Копия верна. Судья Секретарь