Судья: Султангалиев Х.К. Гр.д. № 33- 7457 18 июля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующей: Книстяпиной Н.А. судей: Подольской А.А., Елистратовой Е.В. при секретаре: Самодуровой А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 01 июня 2011 года, которым постановлено: «Исковое заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Арсентьевская основная общеобразовательная школа Красноармейского района (неопределенного круга лиц) о признании бездействия должностных лиц Администрации Красноармейского района Самарской области незаконным, обязании Администрации района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, удовлетворить частично. Признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения законодательства о пожарной безопасности незаконным. Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении Арсентьевская основная образовательная школа провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством: В здании структурного подразделения МОУ Арсентьевская СОШ детский сад «Ромашка»: <адрес>: 2. на пути эвакуации из группы «Пчелка» непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 3. на пути эвакуации из пустующей группы непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 4. на пути эвакуации из здания (через пищеблок) непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 6. ширину и высоту проступей лестничного марша наружной лестницы на пути эвакуации из здания (со стороны пищеблока) выполнить в соответствии с требованиями п.6.30 СНиП 21-01-97*; 9. Для отделки путей эвакуации (общие коридоры) применить материалы с соблюдением п.6.25*СНиП 21-01-97*; 10. установить предусмотренную проектом дверь (подсобное помещение, где установлен холодильник); 17. дверь эвакуационного выхода на пути эвакуации из помещения класса Ф1.1, предназначенного для одновременного пребывания более 10 чел. монтировать для открывания по направлению выхода (дверь, ведущая из спальни в игровую); 19. установить предусмотренную проектом дверь коридора, где установлен приемно-контрольный прибор системы АПС и тамбура группы; 27. провода и кабели соединительных линий СОУЭ через строительные конструкции проложить в коробах, каналах из негорючих материалов; В удовлетворении части иска прокурора о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ Арсентьевская ООШ и обязании Администрации муниципального района Красноармейский устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в Арсентьевская ООШ, а именно провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью оборудования здания МОУ Арсентьевская ООШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02, отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., доводы в поддержание кассационной жалобы представителя ответчика Гаврилина С.А., мнение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: Прокурор Красноармейского района Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области по обеспечению мер пожарной безопасности в МОУ Арсентьевская ООШ. В обоснование заявления указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ Арсентьевская ООШ установлено, что образовательным учреждением требования законодательства о противопожарной безопасности выполняются не в полном объеме. Так, в МОУ Арсентьевская ООШ, согласно предписания №125 от 28.05.08, а также приложения к акту проверки готовности к 2010-2011 учебному году отдела надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области выявлены нарушения: В здании структурного подразделения МОУ Арсентьевская ООШ детский сад «Ромашка»: <адрес>: - дверь на пути эвакуации через помещение группы открывается не по ходу выхода из здания (нарушение п.52 ППБ 01-03); -при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применен горючий материал (краса) - (нарушение п.53 ППБ 01-03); -на пути эвакуации, в фойе ковровые дорожки не прикреплены жестко к полу (нарушение п.56 ППБ 01-03). До настоящего времени указанные нарушения требований пожарной безопасности в вышеуказанном здании МОУ Арсентьевская ООШ не устранены. Без выполнения вышеуказанных требований пожарной безопасности МОУ Арсентьевская ООШ не может быть выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании». Кроме того, указанное учреждение ведет образовательную деятельность без лицензии. Самостоятельно муниципальное дошкольное образовательное учреждение в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения пожарной безопасности. Также прокуратурой Красноармейского района Самарской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в МОУ Арсентьевская ООШ. В ходе проведения проверки было установлено, что в здании МОУ Арсентьевская ООШ помещений медицинского пункта, отвечающего требованиям СанПиН № 2.4.2.1178-02, не имеется. Соответственно в МОУ Арсентьевская ООШ отсутствует какое-либо медицинское оборудование. В связи с указанными нарушениями, прокуратурой Красноармейского района в мае 2010 года в адрес главы муниципального района Красноармейский было внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании. Однако, до настоящего времени нарушения законодательства не устранены. Самостоятельно МОУ Арсентьевская ООШ не может устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране здоровья обучающихся, воспитанников. Ссылаясь на то, что здание МОУ Арсентьевская ООШ принадлежит муниципальному району Красноармейский, Прокурор Красноармейского района Самарской области просил суд признать бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения законодательства о пожарной безопасности незаконным. Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении Арсентьевская основная общеобразовательная школа провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством: В здании структурного подразделения МОУ Арсентьевская ООШ детский сад «Ромашка»: <адрес>: -дверь на пути эвакуации через помещение группы монтировать для открывания по ходу выхода из здания; -при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не применять горючий материал; -на пути эвакуации, в фойе ковровые дорожки прикрепить жестко к полу. Признать незаконным бездействие должностных лиц администрации муниципального района Красноармейский в части неустранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ Арсентьевская ООШ. Обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Арсентьевская ООШ, а именно провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию здания МОУ Арсентьевская ООШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02. В ходе рассмотрения дела, Прокурор Красноармейского района Самарской области уточнил исковые требования, просил суд дополнительно обязать администрацию муниципального района Красноармейский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МОУ Арсентьевская ООШ, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством: В здании структурного подразделения МОУ Арсентьевская ООШ детский сад «Ромашка»: <адрес>: 1. на дверях чердачного помещения установить информацию о месте хранения ключей (с обеих сторон); 2. на пути эвакуации из группы «Пчелка» непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 3. на пути эвакуации из пустующей группы непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 4. на пути эвакуации из здания (через пищеблок) непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 5. на дверях подвального помещения установить информацию о месте хранения ключей (с обеих сторон); 6. ширину и высоту проступей лестничного марша наружной лестницы на пути эвакуации из здания (со стороны пищеблока) выполнить в соответствии с требованиями п.6.30СНиП 21-01-97*; 7. в помещении прачечной демонтировать штепсельную розетку; 8. разработать инструкцию о порядке действия дежурного персонала при срабатывании автоматической пожарной сигнализации; 9. для отделки путей эвакуации (общие коридоры) применить материалы с соблюдением п.6.25*СНиП 21-01-97*; 10. установить предусмотренную проектом дверь (подсобное помещение, где установлен холодильник); 11. отверстие в месте пересечения электрического кабеля с противопожарной преградой заделать огнестойким материалом; 12. План-схема эвакуации людей в случае пожара выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009; 13. в раздевалке нерабочей группы огнетушитель установлен с соблюдением норм (на высоте менее 1,5 м. от пола); 14. в раздевалке нерабочей группы огнетушитель пронумеровать белой краской; 15. помещение класса Ф1.1, предназначенного для одновременного пребывания более 10 чел. оборудовать не менее двумя эвакуационными выходами (спальня группы); 16. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м (дверь, ведущая из спальни в игровую); 17. дверь эвакуационного выхода на пути эвакуации из помещения класса Ф1.1, предназначенного для одновременного пребывания более 10 чел. монтировать для открывания по направлению выхода (дверь, ведущая из спальни в игровую); 18. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м (дверь, ведущая из игровой в коридор); 19. установить предусмотренную проектом дверь коридора, где установлен приемно-контрольный прибор системы АПС и тамбура группы; 20. в коридоре на пути эвакуации из игровой группы «Пчелка» ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м.; 21. в помещениях для пребывания детей выключатели установить на высоте более 1,8м. от уровня пола; 22. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м (дверь, ведущая из игровой группы «Пчелка» в коридор); 23. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м (дверь, ведущая из коридора группы «Пчелка» в тамбур); 24. установить предусмотренную проектом дверь между тамбурами на пути эвакуации из группы «Пчелка»; 25. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м (между тамбурами на пути эвакуации из группы «Пчелка»); 26. из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел. ширину эвакуационного выхода в свету установить более 1,2 м (на пути эвакуации из группы «Пчелка» непосредственно наружу); 27.провода и кабели соединительных линий СОУЭ через строительные конструкции проложить в коробах, каналах из негорючих материалов; 28. в коридоре эл. светильник оборудовать защитным колпаком, предусмотренным конструкцией светильника. Судом постановлено вышеизложенное решение. В кассационной жалобе представитель Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В силу ст.31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. При этом к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности ст. 19 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относит в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Под первичными мерами пожарной безопасности согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества. В соответствии со ст. 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Из материалов дела видно, что учредителями МОУ Арсентьевская ООШ являются Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области и Министерство образования и науки Самарской области, которые осуществляют финансирование в соответствии с заключенными между ними договором, что подтверждается Уставом данного образовательного учреждения. В ходе проверки соблюдения правил, норм и требований пожарной безопасности Муниципальным образовательным учреждением, отделом надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Судом установлено, и не оспаривалось сторонами по делу, что часть выявленных нарушений устранена. Так остаются невыполненными следующие требования противопожарного состояния зданий, а именно: В здании структурного подразделения МОУ Арсентьевская ООШ детский сад «Ромашка»: <адрес>: 2. на пути эвакуации из группы «Пчелка» непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 3. на пути эвакуации из пустующей группы непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 4. на пути эвакуации из здания (через пищеблок) непосредственно наружу при высоте лестницы более 45 см. установить ограждения с перилами; 6. ширину и высоту проступей лестничного марша наружной лестницы на пути эвакуации из здания (со стороны пищеблока) выполнить в соответствии с требованиями п.6.30 СНиП 21-01-97*; 9. для отделки путей эвакуации (общие коридоры) применить материалы с соблюдением п.6.25*СНиП 21-01-97*; 10. установить предусмотренную проектом дверь (подсобное помещение, где установлен холодильник); 17. дверь эвакуационного выхода на пути эвакуации из помещения класса Ф1.1, предназначенного для одновременного пребывания более 10 чел. монтировать для открывания по направлению выхода (дверь, ведущая из спальни в игровую); 19. установить предусмотренную проектом дверь коридора, где установлен приемно-контрольный прибор системы АПС и тамбура группы; 27. провода и кабели соединительных линий СОУЭ через строительные конструкции проложить в коробах, каналах из негорючих материалов. Установлено также, что самостоятельно муниципальное дошкольное образовательное учреждение в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения пожарной безопасности. При наличии указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу, что собственником здания не надлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию учреждения образования. В связи с этим суд обоснованно частично удовлетворил требования Прокурора, возложив на Администрации муниципального района Красноармейский Самарской провести необходимые организационно-финансовые мероприятия в здании МОУ Арсентьевская ООШ, с целью приведения противопожарного состояния зданий образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством. В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняются требования санитарного законодательства. В силу ст.51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно п.4.21. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях. Учитывая, что данные требования СанПиН вступают в законную силу с 01.09.2011г., суд правильно пришел к выводу, устранение нарушений действующего СанПиН в преддверии летних каникул детей, требует больших финансовых затрат, и является нецелесообразным, в связи с чем, обоснованно отказал прокурору Красноармейского района Самарской области в удовлетворении требований в части обязания Администрации муниципального района Красноармейский провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью оборудования здания МОУ Арсентьевская ООШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского пункта указанном в обязательном Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02. Довод в кассационной жалобе о том, что истцом не доказано бездействие администрации муниципального района Красноармейский в части неустранення законодательства о пожарной безопасности, не состоятелен и опровергается материалами дела. Ссылка на то, что проводимая органами госпожнадзора проверка (по поручению прокуратуры Красноармейского района) соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МОУ Арсентьевская ООШ проведена с нарушениями требований Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», является необоснованно, поскольку прокуратурой Красноармейского района в ходе проведения анализа причин отсутствия лицензии в структурных подразделениях МОУ Арсентьевская ООШ было установлено, что причиной этого является отсутствие положительного заключения органов госпожнадзора о соответствии здания требованиям пожарной безопасности. Наличие нарушений пожарной безопасности само по себе подтверждает обоснованность проведенной проверки и свидетельствует о непринятии собственником помещения должных мер к их устранению. Доводы о том, что большая часть нарушений уже устранена, не являются основанием к отмене правильного решения суда. Судебная коллегия полагает, что решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 01 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области без удовлетворения Председательствующий Судьи -