Судья Гладышева О.А. № 33- 7523 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 20 июля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего Шуликиной С.М. Судей Елистратовой Е.В., Минеевой О.Г. При секретаре Самодуровой А.И. С участием прокурора Шабановой Ю.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на решение Кинель- Черкасского районного суда Самарской области от 16 июня 2011 года, которым постановлено: «Обязать администрацию муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области устранить нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в здании структурного подразделения МОУ Красногорская ООШ детский сад «Фиалка», расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, а именно: - установить второй эвакуационный выход из игрового и спального помещения (при одновременном пребывании более 10 человек в помещении); увеличить высоту эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) размером не менее 1,9 м; - закрыть проложенные электропровода; - увеличить высоту ограждения лестниц до размера не менее 1,2м.; - установить ограждения на лестнице эвакуационного выхода.» Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шуликиной С.М., объяснения представителя администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области Коноваловой Н.в в поддержание доводов жалобы, заключение прокурора Шабановой Ю.Н. полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия У с т а н о в и л а : Прокурор Кинель - Черкасского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании структурного подразделения МОУ Красногорская ООШ детский сад «Фиалка» ссылаясь на то, что прокуратурой Кинель-Черкасского района Самарской области проанализировано, исполнение МОУ Красногорская ООШ требований федерального законодательства о создании безопасных условий получения образования, в частности исполнение требований пожарной безопасности.В результате проведенных проверок МОУ Красногорская ООШ установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, так в структурном подразделении МОУ Красногорская ООШ детский сад «Фиалка», расположенном по адресу: <адрес> отсутствует второй эвакуационный выход из игрового и спального помещений (при одновременном пребывании более 10 человек в помещении (ППБ 01-03 п. 3. СниП 21-01-97* п.6.12*); отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа здания (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п.6.13*); высота эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) менее 1,9 м (фактически 1,8 м) (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п.6.16); предел огнестойкости косауров лестничной клетки менее К 45 (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п. 5.19, СниП 2.08.02-89* п. 1.17); лестничная клетка не отделена от коридора на 1 этаже стеной с дверями (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п. 5.19, п.6.34*); в лестничной клетке электропровода проложены открыто (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п.6.32*); высота ограждения лестниц менее 1,2 м. (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п. 6.30*, СниП 2.08.02-89* п. 1.92*); ширина площадки лестничной клетки менее ширины лестничных маршей (ППБ01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п. 6.31*), Для выхода на чердак здания не предусмотрен противопожарный люк 2-типа размерами не менее 0,6x0,8 м. (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п.8.4*); отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (ППБ 01-03 п.З, НПБ 110-03 табл. 1 п. 9); отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией (ППБ 01-03 п.З, НПБ 104-03 табл. 2 п. 6); в помещении гладильной отсутствует противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п. 7.4, п. 5.14*, СниП 2.08.02-89* п.1.82); лестница эвакуационного выхода не имеет ограждения (ППБ 01-03 п. 3, СниП п.6.28*). Самостоятельно МОУ Красногорская ООШ не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием достаточных средств. Невыполнение указанных требований пожарной безопасности создает опасные условия для неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании данного образовательного учреждения, поэтому прокурор просил суд обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в принадлежащем ему здании структурного подразделения МОУ Красногорская ООШ детский сад «Фиалка», расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установить второй эвакуационный выход из игрового и спального помещений (при одновременном пребывании более 10 человек в помещениях); второй эвакуационный выход со второго этажа здания; увеличить высоту эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) размером не менее 1,9 м.; отделить лестничную клетку от коридора на 1 этаже стеной с дверями, в лестничной клетке; закрыть проложенные электропровода; увеличить высоту ограждения лестниц до размера не менее 1,2 м, установить люк 2-типа для выхода на чердак здания размерами не менее 0,6 х 0,8 м., приобрести за счет бюджетных средств и смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию, автоматическую систему оповещения и управления эвакуацией, установить в помещении гладильной противопожарную дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; установить ограждения на лестнице эвакуационного выхода. При рассмотрении заявленных требований представитель истца уточнил требования и просил обязать ответчика установить второй эвакуационный выход из игрового и спального помещения (при одновременном пребывании более 10 человек в помещении); увеличить высоту эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) размером не менее 1,9 м; закрыть проложенные электропровода; увеличить высоту ограждения лестниц до размера не менее 1,2м.; установить ограждения на лестнице эвакуационного выхода, так как все другие требования ответчиком и руководством школы уже устранены. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе администрация муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области просит данное решение суда отменить, считает его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Судом установлено, что в период с 28 по 30 сентября 2010г. в здании структурного подразделения МОУ Красногорская ООШ детский сад «Фиалка», расположенном по адресу: <адрес> была проведена проверка пожарной безопасности, о чем составлен акт и выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В результате указанной проверки установлено, что в здании структурного подразделения МОУ Красногорская ООШ детский сад «Фиалка» отсутствует второй эвакуационный выход из игрового и спального помещений (при одновременном пребывании более 10 человек в помещении); отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа здания; высота эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) менее 1,9 м (фактически 1,8 м); предел огнестойкости косауров лестничной клетки менее ; лестничная клетка не отделена от коридора на 1 этаже стеной с дверями); в лестничной клетке электропровода проложены открыто; высота ограждения лестниц менее 1,2 м.; ширина площадки лестничной клетки менее ширины лестничных маршей; для выхода на чердак здания не предусмотрен противопожарный люк 2-типа размерами не менее 0,6x0,8 м.; отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией; в помещении гладильной отсутствует противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; лестница эвакуационного выхода не имеет ограждения. Как установлено судом самостоятельно МОУ Красногорская ООШ не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием достаточных средств. Невыполнение указанных требований пожарной безопасности создает опасные условия для неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании данного образовательного учреждения. При этом суд сослался на то, что при рассмотрении заявленных требований автоматическая пожарная сигнализация, автоматическая система оповещения и управления эвакуацией в школе установлена. Устранены и другие нарушения. Не устранены до настоящего времени: установка второго эвакуационного выхода из игрового и спального помещения (при одновременном пребывании более 10 человек в помещении); не увеличена высота эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) размером не менее 1,9 м; не закрыты проложенные электропровода; не увеличена высота ограждения лестниц до размера не менее 1,2м.; не установлено ограждение на лестнице эвакуационного выхода. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.03 № 313, утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В силу ст. 38 Закона РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ст. 1.5, ст. 17 Устава образовательного учреждения здание структурного подразделения МОУ Красногорская ООШ детский сад «Фиалка» принадлежит муниципальному образованию - Кинель-Черкасский район. Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.» В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" «органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами». Принимая во внимание вышеизложенное, требования ст. 45 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что доводы представителя ответчика о том, что требования прокурора не подлежат удовлетворению по тем основаниям, что он не представил суду и лицам, участвующим в деле, акт проверки по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, составленный непосредственно прокуратурой района, несостоятельны. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования и обязал администрацию муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области устранить нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в здании структурного подразделения МОУ Красногорская ООШ детский сад «Фиалка», расположенном по адресу: <адрес>, а именно: - установить второй эвакуационный выход из игрового и спального помещения (при одновременном пребывании более 10 человек в помещении); увеличить высоту эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) размером не менее 1,9 м; - закрыть проложенные электропровода; - увеличить высоту ограждения лестниц до размера не менее 1,2м.; - установить ограждения на лестнице эвакуационного выхода. Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А Решение Кинель- Черкасского районного суда Самарской области от 16 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи