19 июля 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Николаевой Н.М., судей Решетняк М.А., Ефремовой Л.Н., при секретере Тимагине Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Бизяева Ю.А. на решение Кировского районного суда г. Самары от 16 июня 2011г., которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Бизяева Ю.А. к Министерству строительства и ЖКХ Самарской области о признании права не земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый номер №, площадью 1000 кв.м., отказать.» Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения Скороходова А.В. (представителя Бизяева Ю.А.) в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения Радаевой А.А. (представителя Министерства строительства и ЖКХ Самарской области), судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Истец - Бизяев Ю.А. обратился в суд к Министерству строительства и ЖКХ Самарской области о признании права собственности на земельный участок, площадью 1000 кв.м., по адресу: <адрес> При этом, истец утверждал, что ещё ДД.ММ.ГГГГ истцом в уполномоченный орган - в администрацию города Самары было подано заявление о выделении земельного участка в соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», предусматривающей бесплатное предоставление земельного участка военнослужащим, прослужившим 10 лет и более на военной службе. Однако по его заявлению, решение было принято лишь ДД.ММ.ГГГГ, когда с ДД.ММ.ГГГГ утратила силу вышеуказанная ст. 17 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих». Так, постановлением главой г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены границы земельного участка, и ему был предоставлен земельный участок, площадью 1000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> При этом, за указанный период было сформировано земельное дело и предоставленному земельному участку был присвоен кадастровый номер №. Распоряжением администрации Кировского района № от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемому земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес> Однако с 01 января 2005 года действие статьи 17 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» было прекращено Федеральным законом РФ № 122 - ФЗ от 2004 года. О данном факте стало известно только лишь тогда, когда он обратился в Управление Федеральной регистрационной службы(УФРС) по Самарской области для государственной регистрации права собственности на земельный участок. Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области отказало ему в регистрации права собственности на земельный участок по причине отмены статьи 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и отсутствия соответствующих полномочий у администрации города Самары (в связи с незаконностью вышеуказанного постановления главы г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ). Он обжаловал в суд указанный отказ Управления ФРС по Самарской области, однако в удовлетворении его требований было отказано. Вместе с тем, Законом Самарской области за истцом сохранено бесплатное предоставление земельного участка, несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ была отмена льгота по бесплатному предоставлению земельного участка в соответствии с федеральным законодательством. Так, в силу п.п. «д» п. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», истцу, как гражданину, проходившему военную службу, уволенному по состоянию здоровья и имеющему выслугу лет более 10 лет положено бесплатное предоставление земельного участка. Поэтому истец обратился с соответствующим заявлением и необходимыми документами в Министерство строительства и ЖКХ Самарской области. В ДД.ММ.ГГГГ истцу поступил ответ, что земельный участок находится в «красных линиях», поэтому не представляется возможным предоставить его для индивидуального жилищного строительства. Однако в кадастровом паспорте испрашиваемого земельного участка не имеется красных линий как по состоянию ДД.ММ.ГГГГ, так как по состоянию ДД.ММ.ГГГГ Так, ему был выдан кадастровый паспорт, на котором указан кадастровый номер №, почтовый адрес и правообладатель - Бизяев Ю.А.; каких - либо «красных линий» на данном земельном участке не отражено. На основании пункта 3.8. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации(утвержденной постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. № 18-30), «красные линии» градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в земельном кадастре. После этого он вновь обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, однако ему вновь отказали в его предоставлении. Он обжаловал действия ответчика в суде, но его заявление определением Ленинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без рассмотрения из-за наличия спора. С полученными истцом документами из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области он вновь обратился в регистрационную палату за регистрацией права собственности на земельный участок и ему вновь отказали в связи с отсутствием правоустанавливающего документа. Учитывая то, что о своем праве на земельный участок он заявил еще ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, к ним должны применяться законы, действующие на то время. Отсутствует вина истца в том, что соответствующие органы так долго рассматривали документы и формировали испрашиваемый земельный участок. Конституционный Суд РФ сформулировал следующее правило: общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу, вправе только законодатель. В Преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 - ФЗ федеральный законодатель предусмотрел, что норма права, ухудшающая положение субъекта, не может приобретать обратную силу даже при наличии соответствующей нормы в законе. При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, должно обеспечиваться сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты граждан, а также реализовываться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования. По мнению истца, отношения по выделению ему земельного участка бесплатно в соответствии со статьей 17 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» возникли между администрацией города Самары и истцом задолго до принятия и до введения в действие Федерального закона РФ № 122 - ФЗ, поэтому правоотношения должны регулироваться пунктом 2 ст. 17 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих». Истец просил суд признать за ним право собственности на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> кадастровый номер №; -обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестр) по Самарской области зарегистрировать на него указанный земельный участок, о чем выдать соответствующее свидетельство. Истец (уточнив исковые требования) со ссылкой на ст.25, ст.11.1, ст.11.2, ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, просил суд признать право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>», кадастровый номер №, площадью 1000 кв.м. Представитель Министерства строительства и ЖКХ Самарской области, не оспаривая само право истца на бесплатное получение земельного участка, иск не признал, утверждая, что на данный момент, испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях; истец имеет право обжаловать действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары, который установил красные линии. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе истцом ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. На основании ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94-ГД «О земле», предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области. Земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с п. 5 ст. 20 или п. 3 ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или п. 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: д) гражданам, проходившим военную службу и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального образования, на территории которого постоянно проживают указанные граждане. Предоставление в собственность граждан бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в пределах норм, установленных законом Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. До утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, правил землепользования и застройки земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в случаях, предусмотренных настоящей частью, без учета зонирования территории, проводимого в соответствии с градостроительным законодательством. Статья 11.1 Земельного кодекса РФ раскрывает понятие земельного участка. Статьи 11.2, 11.3 Земельного кодекса РФ указывают каким образом происходит образование земельного участка. Статья 25 Земельного кодекса РФ приводит законы, на основании которых возникает право на землю. Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец Бизяев Ю.А. обратился с заявлением в соответствующий орган - к главе города Самары о предоставлении земельного участка (л.д.9). На основании ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» истец имел право на предоставление ему земельного участка бесплатно. Постановление Главы г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Бизяеву Ю.А. в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства было вынесено после вступления в силу Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г., которым ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признана утратившей силу. Так, в соответствии с Постановлением главы города Самара от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта границ земельного участка, Бизяеву Ю.А. предоставлен в собственность земельный участок, площадью 1000 кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> В силу Распоряжения администрации Кировского района г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ, спорному земельному участку присвоен другой адрес: <адрес> (л.д.11). Согласно кадастровому паспорту, правообладателем земельного участка является истец Бизяев Ю.А. (л.д.15). Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области отказало истцу в регистрации права собственности на земельный участок по причине отмены статьи 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и отсутствия соответствующих полномочий у администрации города Самары (в связи с незаконностью вышеуказанного постановления главы г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ). Истец обжаловал в суд указанный отказ Управления ФРС по Самарской области, однако решением суда в удовлетворении его требований отказано. Вышеуказанным Законом Самарской области предусмотрено бесплатное предоставление истцу земельного участка, несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ была отмена льгота по бесплатному предоставлению земельного участка в соответствии с федеральным законодательством. Истец обратился к ответчику с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ областного Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Бизяеву Ю.А. отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что документы, приложенные к заявлению, должны быть представлены в оригинале либо нотариально заверенными копиями. В указанном ответе ответчика ДД.ММ.ГГГГ, не оспаривается право истца на предоставление земельного участка в собственность бесплатно(л.д.18). Из ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, направленного истцу, следует, что предоставление земельного участка в собственность не представляется возможным, так как земельный участок частично находится в «красных линиях» проектируемой автодороги (л.д.21). Согласно плану земельного участка <адрес> фактическая площадь участка - 1000 кв.м.; земельный участок за красными линиями -779,60 кв.м; земельный участок в красных линиях 220,40 кв.м. (л.д.98). В соответствии с ответом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, предоставление земельного участка возможно только в той части, которая располагается в зоне Ж1-2 (вне границ красных линий), для чего необходимо определиться с площадью земельного участка и его границами(л.д.47). Из письменного сообщения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара следует следующее: «на основании карты правового зонирования часть испрашиваемого земельного участка находится на резервной территории санитарно-защитной зоны железной дороги. Согласно представленному плану границ, земельный участок площадью 220,40 кв.м. расположен в красных линиях перспективного направления магистрали районного значения». Таким образом, ответчиком не оспаривается право истца на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно, однако согласно представленному плану границ, земельный участок площадью 220,40 кв.м. расположен в красных линиях перспективного направления магистрали районного значения. К полномочиям ответчика не относится установление красных линий, которые устанавливает Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары, действия которого не оспариваются истцом. На основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований. В данном случае, не имеется норм федерального закона, на основании которых суд вправе выйти за пределы исковых требований. Так, истцом предъявлены требования о признании права собственности на земельный участок именно площадью 1000 кв.м., которые(требования) не могут быть удовлетворены из-за наличия красных линий. Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что в иске следует отказать. Решение суда является законным и обоснованным и не имеется правовых оснований для его отмены. Доводы кассационной жалобы истца о том, что в кадастровом паспорте земельного участка отсутствуют красные линии, не могут быть основанием для отмены решения суда по изложенным выше мотивам. На основании изложенного, и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Кировского районного суда г. Самары от 16 июня 2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Бизяева Ю.А. - без удовлетворения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: СУДЬИ: