Судья: Борисова Е.А. Гр.д. № 33-7242/2011 «14» июля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Решетняк М.А. судей: Калинниковой О.А. и Гороховика А.С. при секретаре Самодуровой А.И. с участием прокурора Фоминой И.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации г.о.Самара на решение Ленинского городского суда Самарской области от 23 мая 2011 года, которым постановлено: «Признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № незаконным. Обязать Администрацию г.о. Самара, Муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № оборудовать в соответствии с требованиями СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2008 № 44, медицинский пункт который включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.; кабинет зубного врача, площадью 14 кв.м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м.; кабинет психолога, площадью 10 кв.м. При медпункте оборудовать самостоятельный санузел.» Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., объяснение представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара Гуляевой К.С., директора МОУ № 29 Ушатовой Т.Г., возражение прокурора Фоминой И.А., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: Прокурор Октябрьского района г.Самары обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц (обучающихся в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе №) к Администрации городского округа Самара, Департаменту образования городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, ссылаясь на то, что прокуратурой Октябрьского района г. Самары проверено соблюдение законодательства об образовании и безопасности в образовательных учреждениях, расположенных в Октябрьском районе г. Самары. В ходе проверки установлено, что в МОУ СОШ № отсутствует медицинский пункт. Самостоятельно МОУ СОШ №, в связи с трудным финансовым положением, не может устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм. Администрация г.о. Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляет. Ссылаясь на ч. 1 ст. 51, ч. 3 ст. 32, ч. 1 ст. 41, ч. 3 ст. 44 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», требования СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2008 № 44, ст. 9 Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 2, ч. 1 ст. 24 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», с учетом уточнений, прокурор Октябрьского района г. Самары просил суд признать бездействие органа местного самоуправления -Администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № незаконным. Обязать Администрацию г.о. Самара, Муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № оборудовать в соответствии с требованиями СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2008 № 44, медицинский пункт который включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.; кабинет зубного врача, площадью 14 кв.м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м; кабинет психолога, площадью 10 кв.м. При медпункте оборудовать самостоятельный санузел. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене как постановлено с нарушением норм процессуального и материального права. В соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При рассмотрении и разрешении спора по существу суд первой инстанции обязан учесть особенность, обусловленную отсутствием у ответчика - МОУ СОШ № права собственности на занимаемое ответчиком здание, поскольку в силу ч. 2 ст. 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3.266-1 "Об образовании" объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Согласно ст. 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3.266-1 "Об образовании" финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. В силу пункта 4 статьи 51 указанного выше Закона медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Пунктом 7 статьи 51 Закона предусмотрена ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений должностных лиц образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Из материалов дела следует и данное обстоятельство в заседании судебной коллегии подтвердил представитель Департамента образования Администрации г.о. Самара, что в соответствии с договором медицинское обслуживание в школе осуществляют работники городской поликлиники №. В соответствии с п. 2.3.22 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02, утвержденных и введенных в действие с 1 сентября 2003 года Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 ноября 2002 года N 44, (далее - СанПиН 2.4.2.1178-02) медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в Приложении 1. В то же время п.п. 2.8.1 и 2.8.5 указанных Правил предусмотрено, что при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, столовую или буфет, медпункт или помещение для медицинского обеспечения, административно-хозяйственные помещения, санузлы, рекреации и гардероб. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора. Как следует из материалов дела в школе оборудован медицинский пункт, состоящий из двух комнат, около 21 кв. м. каждой на втором этаже, где располагается, в том числе и процедурный кабинет и одного кабинета около 30 кв. м. на первом этаже. В штате школы имеется два психолога, которые обеспечены кабинетами, размером не менее указанном в СанПиН, имеется положительное санитарно- эпидемиологическое заключение, что прокурором не оспаривается. В Правилах не содержится императивного требования о площади кабинетов медицинского пункта. Согласно п.п. 2.8.1 и 2.8.5 указанных выше Правил предусмотрено, что при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений, в том числе: медпункт или помещение для медицинского обеспечения. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора. Само по себе отсутствие в школе какого-либо из указанных в Правила помещений не является нарушением закона и не ведет к нарушению прав учащихся. При этом, отсутствие набора медицинских помещений не влияет на оказание медицинской помощи школьникам, поскольку такая помощь оказывается по договору с медицинским учреждениям, угрозы для жизни и здоровья учащихся не имеется. Так, действующим законодательством предусмотрено при отсутствии стоматологических кабинетов в образовательных учреждениях оказание стоматологической помощи обучающимся в детских стоматологических поликлиниках или стоматологических отделениях (кабинетах) детских поликлиник (п. 2 Положения об организации деятельности стоматологического кабинета в образовательных учреждениях, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ N 964-н от 03.12.2009 года). Кроме того, из материалов дела следует, что здание школы № сдано в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ и с момента ввода его в эксплуатацию функциональное назначение его не менялось, указанное здание не реконструировалось, что затрудняет оборудование в данном задании медицинского пункта в объеме указанном прокурором, с ссылкой на СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2008 № 44. Прокурор не привел никаких доводов, каким образом использование существующего помещения медицинского кабинета может создать угрозу для жизни или здоровья неопределенного круга лиц. Таким образом, прокурором, требующим судебной защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований. При таких обстоятельствах требования прокурора основаны на неверном толковании норм материального права и не направлены на защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Материалы дела не содержат сведений о поступлении обращений контролирующих органов или заявлений законных представителей учащихся о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Вышеприведенные обстоятельства при рассмотрении и разрешении спора не были приняты судом первой инстанции во внимание и учтены. Таким образом, судом первой инстанции неправильно применены вышеуказанные нормы материального права. Судебная коллегия полагает, что постановленное судом решение подлежит отмене. Поскольку фактические обстоятельства установлены полностью, отсутствует необходимость в направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ленинского районного суда г. Самары от 11 мая 2011 года отменить. Вынести новое решение. Отказать прокурору Октябрьского района г. Самары в удовлетворении иска заявленного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара, Департаменту образования городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать МОУ среднюю общеобразовательную школу № в соответствии с требованиями СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2008 № 44, медицинский пункт который включает: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.; кабинет зубного врача, площадью 14 кв.м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м.; кабинет психолога, площадью 10 кв.м., самостоятельный санузел. Председательствующий: Судьи: