Об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг, взыскании неустойки, и компенсации морального вреда.



Судья: Занкина Е.П. гр. дело №33-6384

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 июля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Моргачёвой Н.Н.,

судей: Тарасовой С.М., Николаевой Н.М.

при секретаре Самодуровой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Жаркова В.И. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 25 апреля 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворения исковых требований Жаркова В.И. к ЗАО «ПТС-Сервис» об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг, взыскании неустойки, и компенсации морального вреда – отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Моргачёвой Н.Н., объяснения представителя Жаркова В.И. – Синяева В.В. (по доверенности) в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя ЗАО «ПТС-Сервис» Чушкиной Л.А. (по доверенности), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Жарков В.И. обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО «ПТС-Сервис» об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг, взыскании неустойки, и компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указал в заявлении, что с января 2008 г. Управляющей организацией дома по адресу <адрес> является ЗАО «Предприятие тепловых сетей - Сервис». В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, ЗАО «Предприятие тепловых сетей - Сервис», предоставляющее потребителям - гражданам коммунальные услуги и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, является Исполнителем. В период со 02.02.2010 года по 10.03.2010 года в подвале указанного дома ответчиком проводились мероприятия по замене труб холодного водоснабжения (текущий ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома). При этом ЗАО «ПТС-Сервис» были нарушены следующие установленные действующим законодательством обязательные для исполнения при проведении текущего ремонта и перерывах в предоставлении коммунальных услуг Правила: не проведено общее собрание собственников помещений, решение которого требуется для проведения текущего ремонта общего имущества (п. 18 Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491); потребитель (Истец) не был заранее уведомлен о проведении текущего ремонта, во время проведения работ по запросу (по телефону) потребителя (истца) не предоставлялась информация о времени планируемых отключений, о предполагаемых сроках окончания работ, указанная информация не размещалась на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей (п. 10, пп. л), абз. 6 пп. п) п. 49, п. 67, пп. б) п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, п. 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170); в течение месяца нарушался режим бесперебойной подачи в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, без соблюдения установленного законом порядка такого нарушения (п. 9 и п.п. а) п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307). Не производилось уменьшение размера платы за оказание услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность; не присылались представители исполнителя для составления соответствующего акта. 29.06.2010 г. истец обратился с заявлением в Администрацию Октябрьского района г. Самары, указав в заявлении, что перерасчет платы за не предоставленные услуги ЗАО «ПТС-Сервис» до сих пор не произведен. Указанное заявление было перенаправлено в Октябрьский филиал ЗАО «ПТС-Сервис». Из ответа от 27.07.2010 г. следует, что отключения производились в результате текущего ремонта с 9.00 до 17.00, что не соответствует действительности, что подтверждается заявками, принимавшимися от жильцов дома (в том числе истца) в течение месяца оперативным дежурным Октябрьского района, аварийной службой ЗАО «ПТС-Сервис», ЖЭУ . Также истец обращает внимание на несовпадение времени, в течение которого производились отключения (по версии Ответчика), указанного в приложенных к настоящему заявлению ответах Октябрьского филиала ЗАО «ПТС-Сервис», направленных истцу и старшей по дому - ФИО1. Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.03.2005 г. , законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления организациями платных коммунальных услуг гражданам.

Ссылаясь на то, что в результате действий ответчика было нарушено право истца получить товар (услугу), соответствующую обязательным требованиям, установленным законодательством (ч. 5 ст. 4 Закона о защите прав потребителей), а также причинен моральный вред в виде физических страданий, выражавшихся в том, что истец практически не имел возможности в указанный в настоящем исковом заявлении период пользоваться ни холодной, ни горячей водой в связи с их регулярными и длительными отключениями, удовлетворять свои потребности в еде, воде, гигиене, вынужден ходить и покупать воду в магазине, обращаться за соответствующей помощью к родственникам и соседям, а также нравственные страдания выражаются в нервных переживаниях, связанных с этим, а также с необходимостью тратить силы и время, обращаясь за защитой нарушенных прав, а также продолжительность периода, в течение которого истцу приходилось переносить указанные в настоящем заявлении неудобства и терпеть бездействие Ответчика, учитывая его индивидуальные особенности (возраст, болезни), Жарков В.И. просил суд обязать ЗАО «ПТС-Сервис» произвести перерасчет платы за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности перерыва подачи воды (8 часов (суммарно) в течение 1 Месяца); взыскать с ответчика в пользу истца 5000 рублей в счет компенсации морального вреда; взыскать с ответчика сумму неустойки в размере 3% от суммы, подлежащей перерасчету, за каждый день просрочки с момента получения Исполнителем обращения о перерасчете (12.07.2010г.) и не выполнения указанного требования до момента подачи искового заявления.

В процессе судебного разбирательства истец уточнил и дополнил исковые требование, просил обязать ЗАО «ПТС-Сервис» произвести уменьшение размера платы за коммунальные услуги, вносимой истцом за жилое помещение по адресу: <адрес>, на сумму 515 руб.87 коп.; взыскать с ЗАО «ПТС-Сервис» в его пользу в счет компенсации морального вреда 1000 рублей; взыскать с ЗАО «ПТС-Сервис» в его пользу неустойку в размере 912 руб.30 коп.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Жаркова В.И. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает решение суда правильным.

Согласно ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с ч. 10 ст. 156 ЖК РФ изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.06г. № 307, при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работы по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства РФ.

Согласно подп. «м» п. 49 Правил исполнитель обязан информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.

В силу п. 60 Правил при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением № 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.

В соответствии с п. 61 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с п. 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (поквартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.

В силу Приложения № 1 к вышеназванным Правилам допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Судом установлено, что Жарков В.И. проживает в квартире по адресу: <адрес>.

23.05.2008 года между ЗАО «ПТС-Сервис» и Департаментом управления имуществом г.Самара заключен договор управления многоквартирными домами на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, проведенного Администрацией Октябрьского района г.о.Самара, отраженных в протоколе конкурсной комиссии от 29.11.2007 года; целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, предоставление коммунальных услуг собственнику; к числу многоквартирных домов, указанных в приложении к данному договору, относится в том числе жилой <адрес>, т.о. управляющей организацией дома по адресу <адрес> является ЗАО «Предприятие тепловых сетей - Сервис».

Согласно плану текущего ремонта жилищного фонда Октябрьского района г. Самара на 2010 г. ЗАО «ПТС-Сервис» в период с февраля по март 2010г. производился текущий ремонт систем ХВС в <адрес>.

Проверяя доводы истца о том, что текущий ремонт проводился ответчиком в нарушение действующего законодательства, в частности, не было проведено общее собрание собственников помещений, решение которого требуется для проведения текущего ремонта общего имущества, давая им оценку, суд правомерно сослался на то, что в судебном заседании представитель истца не отрицал, что проведение данных ремонтных работ в доме было необходимым. Кроме того, в соответствии с постановлением Госстроя РФ от 27.09.03г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в обязанности обслуживающей организации входит проведение текущего ремонта здания, который включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Отсутствие решения общего собрания собственников на этот счет не влечет за собой неправомерность действий ответчика по проведению текущего ремонта многоквартирного дома.

Ссылки истца на то, что ответчик не уведомлял заранее жильцов дома о проведении текущего ремонта, а на запросы старшей по дому не предоставлялась информация о времени планируемых отключений, о предполагаемых сроках окончания работ, суд правильно признал неубедительными. В подтверждение указанных доводов представитель истца в судебном заседании просил принять во внимание решение Октябрьского районного суда г.Самара от 18.01.11г. по иску ФИО1 к ЗАО «ПТС Сервис» о компенсации морального вреда, при этом, ссылался на то, что указанным решением рассматривался аналогичный спор по факту отключения ХВС в <адрес>, в период времени со 02.02.10г. по 10.03.10г., предлагая принять во внимание пояснения свидетелей ФИО3 и ФИО2, которым давалась оценка в решении Октябрьского районного суда г. Самара от 18.01.11г. Иных доказательств со своей стороны не представил.

В соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 18.01.2011г. в удовлетворении
исковых требований ФИО1 к ЗАО «ПТС-Сервис» о компенсации
морального вреда отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда решение Октябрьского районного суда г.Самары от 18.01.11г. оставлено без изменения, кассационная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

Принимая во внимание предоставленные сторонами доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что жильцы <адрес> были информированы о предстоящем отключении воды, что подтверждается решением Октябрьского районного суда г.Самара от 18.01.11г.

Судом обозревались журналы заявок и обращений граждан в ЖЭУ и ЗАО «ПТС Сервис» за период с февраля по март 2010г. включительно. Из указанных журналов следует, что каких-либо обращений со стороны Жаркова В.И. не зафиксировано, следовательно, истцом не представлено доказательств того, что он обращался к ответчику с требованием предоставить информацию о времени планируемых отключений, о предполагаемых сроках окончания работ.

Кроме того, из материалов дела следует, что 03.05.2010 года старшая по дому № <адрес> - ФИО1 обращалась в Государственную жилищную инспекцию Самарской области, 28.05.2010 года - в Прокуратуру Самарской области, 01.07.2010 года - в Роспотребнадзор с заявлениями по факту отключения воды в <адрес> и произведении перерасчета за недопоставку воды. 29.06.2010 года Жарков В.И. обратился в Администрацию Октябрьского района г.о.Самары с заявлением, в котором просил произвести ему перерасчет за холодную и горячую воду за февраль 2010 года в связи с заменой в подвале труб ХВС, указав, что воду давали только ночью и отключали утром.

07.07.10г. Администрацией Октябрьского района г.о.Самары заявление Жаркова В.И. направлено для рассмотрения по компетенции в Октябрьский филиал ЗАО «ПТС-Сервис». 27.07.2010г. ЗАО «ПТС-Сервис» направило в адрес Жаркова В.И. ответ на обращение (л.д.45).

Согласно ответам Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращения ФИО1 разъяснено, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнения работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ; этот акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением № 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению. Так, в соответствии с приложением № 1, допустимая продолжительность перерывов подачи холодной воды - 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часов единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.

В соответствии с пунктами 64 и 65 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», в случае непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Пунктом 69 Порядка установления факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, определено, что в акте о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Принимая во внимание вышеприведенные положения нормативных актов, суд правильно признал необоснованными доводы истца о том, что ответчик в течение месяца нарушал режим бесперебойной подачи в жилое помещение воды с превышением установленной допустимой продолжительности, что, по мнению истца, влечет перерасчет коммунальных услуг. При этом суд правомерно указал, что данные утверждения не
подтверждаются объективными доказательствами по делу.

Согласно ответам ЗАО «ПТС-Сервис» от 24.05.2010 года и от 27.07.2010г., в результате проведения работ по текущему ремонту нижнего розлива системы холодного водоснабжения отключения производились с предварительным уведомлением граждан в установленные законодательством сроки до начала производства работ; отключение производилось в дневное время суток; с 18.00 до 09.00 часов следующего дня горячее и холодное водоснабжение осуществлялось в полном объеме. Проверена температура горячего водоснабжения, в узле управления, на подаче на жилой дом по адресу: <адрес>. Подача горячей воды на жилой дом осуществляется при температуре 62 градуса, что соответствует норме.

С учетом изложенного суд правильно признал неосновательными ссылки истца на письмо ЗАО «ПТС - Сервис» в подтверждение доводов о нарушении режима бесперебойной подачи в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества, поскольку письмо ЗАО «ПТС - Сервис» не содержит информации о не предоставлении, либо ненадлежащем качестве оказания услуг. Из указанного ответа ЗАО «ПТС Сервис» не следует, что в течение месяца ежедневно имело место отключение ХВС на период свыше 8 часов. Актов о непредставлении коммунальных услуг или о их ненадлежащем качестве не составлялось, т.к. истец не обращался с подобным требованием в обслуживающую организацию, а потому невозможно установить имело ли место превышение допустимой продолжительности перерывов подачи холодной воды или нет, в какие конкретно дни и насколько часов имели место перерывы подачи ХВС.

В соответствии с журналом регистрации обращений граждан в ЖЭУ и ЗАО «ПТС Сервис» за период с февраля по март 2010г. было лишь несколько обращений от жильцов <адрес> об отсутствии ХВС: от 10.02.10г. из <адрес> 03.03.10г. из <адрес>,59.

Согласно п.70 указанных Правил, датой начала не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается: время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67-69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.

Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в соответствии с п.71 Правил, является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств и как следствие такой акт может являться основанием для компенсации морального вреда.

Согласно ч.2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю нарушением исполнения на основании договора прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда.

При указанных обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что истцом не представлено объективных и достоверных доказательств факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и как следствие причинения ответчиком ущерба и морального вреда, и обоснованно отказал в удовлетворении требований Жаркова В.И. к ответчику ЗАО «ПТС-Сервис» об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг, взыскании неустойки и компенсации морального вреда.

Доводы представителя Жаркова В.И. - Синяева В.В., изложенные в кассационной жалобе, о необоснованности отказа в иске и ссылки в жалобе на то, что суд оставил без внимания и надлежащего выяснения, что при проведении ремонтных работ ответчиком в течение месяца нарушался режим бесперебойной подачи в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, без надлежащего извещения жильцов, или объявлений об отключении воды, являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку Актов по нарушению качества оказания услуг не составлялось, что истцом не отрицалось в суде. Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда о том, что в подвальном помещении <адрес> во избежание аварийной ситуации проводились аварийные работы по замене труб ХВС, данные работы проводились с предварительным уведомлением граждан, отключения проводились в дневное время суток, а с 18 00 час до 9 00 час следующего дня горячее и холодное водоснабжение осуществлялось в полном объеме, что в общей сложности не превысило допустимые нормы перерыва подачи воды в квартиры. Кроме того, истцом не доказан факт предоставления услуг ненадлежащего качества, в нарушение требований ст.ст. 56 ГПК РФ о предоставлении стороной доказательств, которые должны отвечать требованиям относимости, допустимости, достоверности.

Судебная коллегия полагает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка, решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Жаркова В.И. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи