Судья: Дмитриева Е.Н. гр.дело № 33-7807/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 28 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего: Решетняк М.А. Судей: Захарова С.В., Калинниковой О.А., с участием прокурора Шабановой Ю.Н., при секретаре Тимагине Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г.Самара от 08 июня 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства РФ о пожарной безопасности удовлетворить. Признать бездействие органа местного самоуправления - администрации городского округа Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в отделениях Муниципального медицинского учреждения «Стоматологическая поликлиника № 4» незаконным. Обязать администрацию городского округа Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, в связи с чем, провести в Муниципальном медицинском учреждении «Городская поликлиника № 9» необходимые организационно-хозяйственные мероприятия, а именно: - в акушерско-гинекологическом отделении, расположенном по адресу: <адрес>: установить систему автоматической пожарной сигнализацией; смонтировать систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; демонтировать с путей эвакуации (коридор) горючую отделку (панели МДФ, обои); над дверьми запасных эвакуационных выходов установить световые табло «Выход»; план (схему) эвакуации людей в случае возникновения пожара привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009. - во взрослом поликлиническом отделении № 1, расположенном по адресу: <адрес>: установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре третьего типа; демонтировать с путей эвакуации (поэтажные коридоры, лестничные марши) горючую отделку (масляную краску, линолеум); двери складских помещений, электрощитовой, медицинского архива выполнить с нормируемым пределом огнестойкости; определить категорию по взрывопожарной и пожарной опасности, класс зоны по ПУЭ технических помещений (электрощитовая, складские помещения, медицинский архив); привести в соответствие металлические несущие конструкции лестничных маршей с требуемым пределом огнестойкости по предельным состояниям и классам пожарной опасности соответствующим степени огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности, функциональному назначению и этажности здания; произвести периодическую очистку воздуховодов вытяжной и принудительной вентиляции от горючих отходов; эвакуационные выходы из подвального этажа, выполнить непосредственно наружу, обособлено от лестничной клетки 1 этажа. - в отделении, расположенном по адресу: <адрес>: установить систему автоматической пожарной сигнализации; установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; на путях эвакуации (коридор) демонтировать горючие материалы (панели ПВХ, линолеум); над дверьми запасных эвакуационных выходов установить отсутствующие световые табло «выход»; на окнах демонтировать глухие металлические решетки. - в отделении расположенном по адресу: <адрес>: устроить со 2 этажа здания второй эвакуационный выход; пути эвакуации очистить от горючих материалов; установить на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров в общие лестничные клетки приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах; установить на несущих конструкциях лестничного марша нормированный предел огнестойкости; произвести очистку воздуховодов от горючих отходов; установить на двери складского помещения нормируемый предел огнестойкости (Е1 30*); установить шкафчики для пожарных кранов, имеющие отверстие для проветривания, приспособленных для их опломбирования и визуального осмотра без вскрытия; произвести замер сопротивления изоляции электропроводки; установить на путях эвакуации (холл основного выхода) пандус с уклоном не более 1:6. - в помещении детского поликлинического отделения, расположенного по адресу: <адрес>: установить в коридоре без естественного освещения систему дымоудаления; пути эвакуации очистить от горючих материалов; произвести очистку воздуховодов от горючих отходов; на дверях складских помещений, электрощитовой, архива установить нормируемый предел огнестойкости (Е1 30*); установить шкафчики для пожарных кранов, имеющие отверстие для проветривания, приспособленных для их опломбирования и визуального осмотра без вскрытия; установить на путях эвакуации (левое крыло от основного выхода) пандус с уклоном 1:6; провести дополнительное обучение мерам пожарной безопасности ответственного лица за пожарную безопасность. От требований в части установки на фасаде здания указателя (с использованием светоотражающих покрытий) ближайшего расположения пожарного гидранта с четким нанесением на него цифр, указывающий расстояние до водоисточника отказалась в виду устранения указанного нарушения. - в помещении детского поликлинического отделения № 3, расположенном по адресу: <адрес>: установить систему дымоудаления из коридора, не имеющего естественного освещения». Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Администрации г.о.Самара – Парфеновой Ю.А. (по доверенности) в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения представителя ММУ «Городская поликлиника № 9» Бутова С.И. (по доверенности), представителя Департамента здравоохранения Шамаиловой А.А. (по доверенности), заключение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Октябрьского района г. Самары, действуя в интересах государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г.о.Самара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства РФ о пожарной безопасности. Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Октябрьского района г.Самары проверки выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности в подразделениях Муниципального медицинского учреждения «Городская поликлиника № 9», а именно: в акушерско-гинекологическом отделении по адресу: <адрес>; во взрослом поликлиническом отделении №1 по адресу: <адрес>; в отделении по адресу: <адрес>; в отделении по адресу: <адрес>; в отделении по адресу: <адрес>; в детском поликлиническом отделении № 2 по адресу: <адрес>; в детском поликлиническом отделении № 3 по адресу: <адрес>, об устранении которых Главным Управлением МЧС России по <адрес> вынесены предписания. Сложившееся положение создает непосредственную угрозу жизни и здоровью, находящихся в помещениях муниципального учреждения работников учреждения и иного неопределенного круга лиц, посещающих учреждение, а так же угрозу уничтожения материальных ценностей. При этом надлежащее финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения, отнесенное к расходным обязательствам муниципального образования, Администрацией г.о. Самара не обеспечивается, что свидетельствует о бездействии. Ссылаясь на данные обстоятельства, с учетом уточнения требований, прокурор просил суд признать бездействие Администрации г.о.Самара по неприятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в отделениях ММУ «Городская поликлиника № 9» незаконным, обязать Администрацию г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, в связи с чем, провести в соответствующих подразделениях ММУ «Городская поликлиника № 9» необходимые организационно-хозяйственные мероприятия, перечень которых приведен в иске. Судом постановлено изложенное выше решение. В кассационной жалобе Администрация г.о.Самара просит отменить решение суда, считает его необоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. При этом к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского района г. Самары проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья граждан в ММУ «Городская поликлиника № 9». Установлено, что при проверках исполнения требований пожарной безопасности, проведенных ГУ МЧС России по Самарской области в подразделениях ММУ «Городская поликлиника № 9» в период 2008-2009 г.г., выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности (п. п. 3, 7, 13, 36, 53, 78, 89, 90, 98, 184 ППБ 01-03, п. 5.14, 5.18, 6.13, 6.18, 6.25, 6.28, 6.32 СНиП 21-01-97, п. 1.82, 1.158 СНИП 2.08.02-89), в том числе: - в помещении детского поликлинического отделения (коридоре) отсутствует система дымоудоления; на путях эвакуации не демонтирована горючая отделка; двери складских помещений, электрощитовой, архива установлены без нормируемого предела огнестойкости(Е1 30*); - в отделении по <адрес> отсутствует второй эвакуационный выход со 2 этажа здания; пути эвакуации отделаны горючими материалами; не произведена очистка воздуховодов от горючих отходов; на путях эвакуации (холл основного выхода) отсутствует пандус с уклоном не более 1:6. - в отделении по <адрес> отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; не установлена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; пути эвакуации отделаны горючими материалами; на окнах глухие металлические решетки и др. Об устранении нарушений Главным Управлением МЧС России по Самарской области в адрес медицинского учреждения внесены предписания (л.д. 7-22). В 2009-2010 г.г. ММУ «ГП № 9» привлекалось к административной ответственности за неисполнение требований предписаний в установленные сроки (л.д. 26-27, 30-31, 34-35). Суд правильно указал, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности влияют на распространение пожара по помещениям медицинского учреждения, на своевременность оповещения людей о пожаре, затрудняют организацию быстрой эвакуации людей при возникновении пожара и, тем самым, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью, находящихся в помещении подразделений городской поликлиники № 9 посетителей, работников учреждения и иного неопределенного круга лиц. Предписаниями ГУ МЧС сроки по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливались – до июля 2009 года, 2 квартал 2010 года, 3 квартал 2010 г. Однако, как следует из материалов дела, перечисленные выше нарушения правил пожарной безопасности до настоящего времени в полном объеме не устранены, изложенные прокурором в иске мероприятия не выполнены. В качестве причины неустранения нарушений требований пожарной безопасности руководство ММУ «ГП № 9» указывало на необходимость значительных затрат и ограниченное финансирование учреждения на указанные цели. Из договора о порядке использования муниципального имущества, Устава учреждения следует, что здания, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> являются муниципальной собственностью и переданы ММУ «Городская поликлиника № 9» в оперативное управление. Статьей 37.2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 установлено, что финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Из пункта 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 10 июля 2006 года № 294, следует, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара относится к вопросам местного значения. В соответствии со ст. 25 Устава г.о. Самары Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно п. 1.13 постановления Главы городского округа Самара, к расходным обязательствам городского округа Самара в сфере здравоохранения, относится финансовое обеспечение содержания и материально - технического оснащения муниципальных учреждений здравоохранения. Как установлено судом, предоставляемого муниципальному медицинскому учреждению «Городская поликлиника № 9» Администрацией г.о. Самара финансирования недостаточно для устранения выявленных нарушений норм и правил пожарной безопасности, необходимые средства на протяжении длительного времени не выделяются. С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что бездействие Администрации г.о. Самара, связанное непринятием необходимых мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в отделениях ММУ «ГП № 9», является незаконным, поскольку создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровью посетителей медицинского учреждения и работающих в нем граждан и влечет нарушение их прав. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, обязав Администрацию г.о. Самара устранить допущенные в ММУ «Городская поликлиника № 9» нарушения путем проведения необходимых организационно-хозяйственных мероприятий, перечисленных в решении, с целью приведения противопожарного состояния медицинского учреждения в соответствие с действующим законодательством. Доводы кассационной жалобы о неправильной оценке судом обстоятельств дела и исследованных доказательств, неправильном применении закона по вышеуказанным основаниям несостоятельны. Доводы Администрации г.о. Самара в кассационной жалобе о том, что бездействия не допущено, поскольку нарушения устраняются по мере выделения бюджетных средств, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку исследованными судом доказательствами подтверждается, что выявленные в ММУ «ГП № 9» нарушения требований пожарной безопасности не устраняются длительное время, с 2008 года. Устранение выявленных нарушений требует значительны финансовых затрат, которыми подведомственное Администрации г.о. Самара учреждение не располагает. При этом в силу предоставленных полномочий Администрация г.о. Самара обязана в пределах бюджетных ассигнований самостоятельно определять приоритетные направления формирования и размещения заказов, а также расходования денежных средств. Решение суда является законным и обоснованным и не имеется правовых оснований для его отмены, так как судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка и дело по существу разрешено в соответствии с требованиями действующего законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ленинского районного суда г. Самары от 08 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.о.Самара – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: