Судья: Каткасова И.В. гр.д. № 33-7633 25 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Шуковой Н.М. судей: Книстяпиной Н.А., Подольской А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Якушенко Г.В. на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 22 июня 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Якушенко Г.В. к ГУ УПФ в Безенчукском районе Самарской области удовлетворить частично. Включить в специальный стаж Якушенко Г.В. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 07.10.1992г по 16.08.1993г. Исковые требования Якушенко Г.В. в части включения в специальный медицинский стаж периоды работы в должности медицинской сестры милосердия Самарского областного отделения Общероссийской Общественной организации « Российский Красный Крест» с 01.07.1994 г. по 29.12.2009г., с 01.01.2010 г. по 23.12.2010г., период нахождения в административном отпуске с 01.01. 2010г. по 14.02.2010 г. и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости, оставить без удовлетворения.» Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шуковой Н.М., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Якушенко Г.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Безенчукском районе Самарской области о назначении досрочной пенсии по старости. В обоснование своих требований указала, что решением от 4.02.2011г ГУ УПФ в Безенчукском районе Самарской области отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, исключив из стажа периода ухода за ребенком с 7.10.1992г по 16.08.1993г, периода работы с 01.07.1994г. по 29.12.2009г., с 01.01.2010 г. по 23.12.2010г. в должности медицинской сестры милосердия Самарского областного отделения Общероссийской Общественной организации «Российский Красный Крест», с 01.01. 2010г. по 14.02.2010 г. - период нахождения в административном отпуске. Считая отказ в назначении досрочной пенсии незаконным, просила суд признать решение ГУ УПФ в Безенчукском районе Самарской области об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязав ГУ УПФ в Безенчукском районе Самарской области включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, вышеуказанные периоды. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Якушенко Г.В. просит решение суда изменить, включив в специальный стаж, периодов работы с 1.07.1994г. по 29.12.2009г., с 01.01.2010 г. по 23.12.2010г. в должности медицинской сестры милосердия Самарского областного отделения Общероссийской Общественной организации «Российский Красный Крест», с 01.01. 2010г. по 14.02.2010 г. - период нахождения в административном отпуске. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене и изменению решения суда. Согласно ст. 27 п.1 пп.20 ФЗ № 173 от 27 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Из материалов дела следует, что Якушенко Г.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Безенчукском районе Самарской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. 04.02.2011г решением комиссии ГУ УПФ РФ в Безенчукском районе Самарской области отказано Якушенко Г.В. в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием специального стажа. Судом установлено, что Якушенко Г.В. находилась в отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет с 18.02.1992г. по 16.08.1993г. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. При таких обстоятельствах суд обоснованно включил периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 7.10.1992г по 16.08.1993г. Судом также установлено, что Якушенко Г.В. с 01.07.1994 г. по 29.12.2009г., с 01.01.2010 г. по 23.12.2010 г. работала в должности медицинской сестры милосердия Самарского Областного организации «Российский Красный Крест», с 1.01.2010г по 14.02.2010г находилась в административном отпуске. Проверяя доводы истицы о том, что в спорные периоды она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья, суд правильно исходил из следующего. Так, из Устава Общероссийской Общественной организации «Российский красный крест», следует, что РКК является общероссийским общественным объединением, созданным в целях реализации идей гуманизма и сострадания к людям, а также осуществления общественно-полезной гуманитарной деятельности в интересах наиболее уязвимых категорий населения и оказания содействия органам государственной власти и местного самоуправления в гуманитарной деятельности. РКК осуществляет свою деятельность по многим направлениям, одним из которых является создание специальных служб и реализация благотворительной программы по оказанию медико-социальной психологической помощи и реабилитации наименее защищенным и наиболее уязвимым слоям населения. Самарской областной организации Российского общества Красного креста, разрешено осуществление медицинской деятельности по первичной (доврачебной) медико-санитарной помощи. Из договоров на обслуживание одиноких больных с онкологической патологией, другими хроническими заболеваниями государственных контрактов следует, что Самарское отделение Общественной организации «Российский крест» оказывает услуги по медико-социальному обслуживанию на дому физическим лицам, что включает в себя кроме проведения медицинских манипуляций, обслуживание больных на дому - туалет больного, кормление, купание, приобретение медикаментов, стрижка волос, смена белья, мытьё посуды. Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года и от 29 января 2009 года). Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 его статьи 27. Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года №781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения. Аналогично реализовалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), которое также не предполагало включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066). Проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, суд пришел к правильному выводу о том, что медицинское учреждение -Общероссийская Общественная Организация «Российский крест», не является лечебно-профилактическим и номенклатурой учреждений здравоохранения не предусмотрено. Установив, что в спорные периоды Якушенко Г.В. не осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья, суд пришел к правильному выводу об отказе включения данных периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Доводы кассационной жалобы Якушенко Г.В. о том, что в оспариваемые периоды работы она осуществляла лечебную деятельность, являются необоснованными, поскольку учреждение, в котором она работала, не может быть отнесено к лечебно-профилактическому учреждению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Безенчукского районного суда Самарской области от 22 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Якушенко Г.В. - без удовлетворения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: СУДЬИ: