Судья: Морозова Л.Н. Дело № 33-7837/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 28 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Моргачевой Н.Н. судей Сокол Т.Б., Ефремовой Л.Н. при секретаре Мучкаевой Н.П. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 14 июня 2011 года, которым постановлено: «Иск прокурора Промышленного района города Самары в интересах Морозова С.А. - удовлетворить. Обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Морозову С.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству, за счёт средств бюджета Самарской области». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сокол Т.Б., объяснения представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара Пюльзю А.К., возражения Морозова С.А., заключение прокурора Шабановой Ю.Н. полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Промышленного района города Самары обратился в суд с интересах Морозова С.А. обратился в суд с иском к Главе городского округа Самара, администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Морозов С.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения для проживания не имеет, включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации городского округа Самара. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, чем нарушаются его права. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать Главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара и департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить социальную выплату на приобретение жилья в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит решение суда отменить, считает его незаконным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Исходя из положений Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями. Согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период. Анализируя приведенные выше нормы материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что правона внеочередное обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантияхпосоциальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей». Из материалов дела видно, чтоМорозов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Морозов С.А. с рождения был оставлен в родильном доме, на основании решения Исполнительного комитета советского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ помещен в дошкольный детский дом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в школе - интернате № г. Самары. В <данные изъяты> Морозов С.А. обучался в <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении. В настоящее время проживает в общежитии по адресу: <адрес>. Жилого помещения за ним не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет. Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 24.09.2010 за Морозовым С.А. признано право на включение в список лиц, состоящих на учете для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, на Департамент управления имуществом г.о. Самара возложена обязанность восстановить Морозова С.А. в очереди в списке лиц, состоящих на учете для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. До настоящего временижилое помещение либо социальная выплата на приобретениежилья Морозову С.А. непредоставлены. В ходе рассмотрения дела Морозов С.А. подтвердилсвои намерения получить социальную выплату на приобретение жилого помещения. Доводы о том, что при реализации права Морозова С.А. на предоставление социальной выплаты должны соблюдаться права иных очередников, а также об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд обоснованно не принял во внимание, указав, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также и от иных условий. Суд правомочно возложил обязанность по предоставлению Морозову С.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г.о.Самара за счет средств бюджета Самарской областина Главу г.о.Самара, Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, поскольку ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области. В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара (в редакции решений Думы г.о. Самара от 06.08.2009г) в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят: а) Дума городского округа Самара - представительный орган городского округа Самара; б) Глава городского округа Самара - высшее должностное лицо городского округа Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; в) Администрация городского округа Самара - исполнительно-распорядительный орган городского округа Самара, возглавляемый Главой городского округа Самара; г) Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее также - иные органы местного самоуправления городского округа Самара). В соответствии с Уставом г.о. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией. При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования об обязании Главы г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара предоставить Морозову С.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области. Доводы кассационной жалобы о том, что Администрация г.о Самара является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, несостоятельны по изложенным выше основаниям. Не может служить основанием для удовлетворения жалобы довод о том, что решение постановлено с существенным нарушением норм процессуального права, поскольку суд, не указал в решении, в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить возложенное на них обязательство (ст. 207 ГПК РФ). Судом установлено, что каждый из ответчиков наделен в силу их компетенции определенными полномочиями по предоставлению лицам указанной категории жилья или социальной выплаты на приобретение жилья. Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст.362 ГПК РФ, судом не допущено. Аргументов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Ленинского районного суда г. Самары от 14 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г.о Самара - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: