О признании бездействия должностных лиц в области соблюдения законодательства РФ, регламентирующего содержание автомобильных дорог, незаконным



Судья: Непопалов Г.Г. №33-7866

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 августа 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Филатовой Г.В.

Судей Книстяпиной Н.А., Подольской А.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 16 июня 2011 года, которым постановлено: «Заявление прокурора г.Сызрань в интересах неопределенного круга лиц об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие должностных лиц КЖКХ Администрации городского округа Сызрань по не принятию мер к прекращению движения автомобильного транспорта по автомобильному мосту через реку К*** в створе <адрес>.

Обязать КЖКХ Администрации городского округа Сызрань принять меры по прекращению движения автомобильного транспорта по автомобильному мосту через реку К*** в створе <адрес> путем установки технических средств организации дорожного движения - дорожных знаков: 4.1.4 «движение прямо и направо» - 1 шт.; 3.2 «Движение запрещено» - 2 шт.; 1.25 «Дорожные работы» - 6 шт.; 4.1.2 «Движение направо» - 2 шт.; 3.1 «Въезд запрещен» - 4 шт.; 4.1.3 «Движение налево» - 1 шт.; 4.1.5 «Движение прямо или налево» - 1 шт.; 4.1.6 «Движение направо или налево» - 1 шт.; 6.18.3 «Направление объезда» - 1 шт.; 6.18.2 «Направление объезда» - 1 шт.; 8.3.1 «Направление действия» - 1 шт.; 8.3.2 «Направление действия» - 1 шт.; 6.8.1 «Тупик» - 2 шт.; а также демонтажа дорожных знаков 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» - 2 шт., в соответствии с техническим заданием по выполнению работ № 1/11».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор г.Сызрань обратился в Сызранский городской суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия должностных лиц незаконными, указав, что в рамках осуществления прокуратурой г.Сызрань надзора за соблюдением федерального законодательства установлено, что Администрацией г.о. Сызрань и КЖКХ Администрации г.о. Сызрань нарушаются требования законодательства Российской Федерации, регламентирующие содержание автомобильных дорог.

Так, проведенной прокурорской проверкой установлено, что в ноябре 2010 года ООО «Д***» г. Саратов было проведено обследование моста через реку К*** в створе <адрес>. Согласно данного обследования выполнен технический отчет по диагностике моста, в заключение которого указано, что общее состояние сооружения признано аварийным, долговечность конструкции моста не обеспечена, безопасность движения по мосту и подходам к мосту не обеспечена, металлические фермы эксплуатируются 110 лет, из них 50 лет под железнодорожную нагрузку и 60 лет под автодорожную нагрузку. Для дальнейшей эксплуатации с использованием существующих конструкций, уже отслуживших длительное время и имеющих критические дефекты, сооружение не пригодно. Учитывая в целом состояние мостового перехода, будет экономически целесообразно проведение капитального ремонта сооружения.

Рекомендуется строительство нового моста, а на подходах к мосту установить дорожные знаки по ГОСТ Р 52289-2004: 3.1 «Въезд запрещен».

Выявленные недостатки в содержании улично-дорожной сети угрожают безопасности дорожного движения, создают предпосылки к совершению дорожно-транспортного происшествия, причинению вреда здоровью водителям и пассажирам транспортных средств, а также их гибели.

В связи с этим 7 февраля 2011 года начальником ОГИБДД УВД по г.о. Сызрань руководителю КЖКХ Администрации г.о.Сызрань было выдано техническое задание № 1/11, согласно которому в целях обеспечения безопасности дорожного движения транспортных средств и пешеходов предписывалось в связи с аварийным состоянием моста произвести закрытие движения через мост реки К***, установить технические средства организации дорожного движения - дорожных знаков: 4.1.4 «движение прямо и направо» - 1 шт.; 3.2 «Движение запрещено» - 2 шт.; 1.25 «Дорожные работы» - 6 шт.; 4.1.2 «Движение направо» - 2 шт.; 3.1 «Въезд запрещен» - 4 шт.; 4.1.3 «Движение налево» - 1 шт.; 4.1.5 «Движение прямо или налево» - 1 шт.; 4.1.6 «Движение направо или налево» - 1 шт.; 6.18.3 «Направление объезда» - 1 шт.; 6.18.2 «Направление объезда» - 1 шт.; 8.3.1 «Направление действия» - 1 шт.; 8.3.2 «Направление действия» - 1 шт.; 6.8.1 «Тупик» - 2 шт.; а также демонтажа дорожных знаков 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» - 2 шт.

Однако, до настоящего времени движение через аварийный мост через реку К*** на территории г.о.Сызрань не закрыто, указанные выше дорожные знаки не установлены, что может привести к разрушению автомобильной дороги, созданию аварийной ситуации, причинению ущерба и вреда здоровью.

Также указано, что в соответствии с пунктом 2.5. Устава МБУ «Благоустройство» осуществляет строительство, реконструкцию, текущий и капитальный ремонт, летнее и зимнее содержание улично-дорожной сети.

Между тем, до настоящего времени КЖКХ Администрации г.о.Сызрань не выдавалось МБУ «Благоустройство» муниципальное задание на проведение работ по запрещению движения по мосту через реку К*** в створе <адрес> путем установки соответствующих технических средств организации дорожного движения, что свидетельствует о бездействии должностных лиц названного выше Комитета.

Нарушения КЖКХ Администрации г.о. Сызрань требований ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» влечёт нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное движение, что способствует созданию аварийных ситуаций на дорогах, не обеспечивает безопасность дорожного движения и напрямую повышает вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, прокурор г.Сызрань просит суд: признать бездействие КЖКХ Администрации г.о.Сызрань незаконным; обязать КЖКХ Администрации г.о. Сызрань прекратить движение автомобильного транспорта через реку К*** в створе <адрес>; а также обязать КЖКХ Администрации г.о. Сызрань и МБУ «Благоустройство» исполнить техническое задание № 1/11 по выполнению работ по ремонту моста через реку К*** в створе <адрес>.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе Комитет ЖКХ администрации г.о. Сызрань просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из прокурорской проверки следует, что в ноябре 2010 года ООО «Д***» г. Саратов было проведено обследование моста через реку К*** в створе <адрес>.

Согласно техническому отчету ООО «Д***» общее состояние указанного выше сооружения признано аварийным по причине аварийного состояния опорных частей, подферменников, перил. По грузоподъемности мост не обеспечивает пропуск ни проектных нагрузок Н-13, НГ-60, ни, тем более, современных нагрузок А14, НК-100.

По мосту в существующих условиях могут пропускаться нагрузки по схеме Н-13 массой 15 тонн, по схеме НГ-60 массой 25 тонн. Долговечность конструкции моста не обеспечена. Безопасность движения по мосту и подходам к мосту не обеспечена. Анализ физико-механических свойств бетона конструкций моста выявил: класс бетона плит проезжей части пролетных строений и опор моста ниже нормативных значений; бетон защитного слоя конструкции не сохранил свои защитные свойства по отношению к арматуре. Металлические фермы эксплуатируются 110 лет, из них 50 лет под железнодорожную нагрузку и 60 лет под автодорожную нагрузку.

За долгий срок эксплуатации произошло старение, усталость и коррозия стали, вследствие чего ее механические характеристики значительно ухудшились.

Для дальнейшей эксплуатации с использованием существующих конструкций, уже отслуживших длительное время и имеющих критические дефекты, сооружение не пригодно. Учитывая в целом состояние мостового перехода, будет экономически целесообразно проведение капитального ремонта сооружения.

Рекомендуется строительство нового моста, а на подходах к мосту установить дорожные знаки по ГОСТ Р 52289-2004: 3.1 «Въезд запрещен».

Выявленные недостатки в содержании улично-дорожной сети угрожают безопасности дорожного движения, создают предпосылки к совершению дорожно-транспортного происшествия, причинению вреда здоровью водителям и пассажирам транспортных средств, а также их гибели.

В связи с этим 7 февраля 2011 года начальником ОГИБДД УВД по г.о. Сызрань руководителю КЖКХ Администрации г.о.Сызрань было выдано техническое задание № 1/11, согласно которому в целях обеспечения безопасности дорожного движения транспортных средств и пешеходов предписывалось в связи с аварийным состоянием моста произвести закрытие движения через мост реки К***, установить технические средства организации дорожного движения - дорожных знаков: 4.1.4 «движение прямо и направо» - 1 шт.; 3.2 «Движение запрещено» - 2 шт.; 1.25 «Дорожные работы» - 6 шт.; 4.1.2 «Движение направо» - 2 шт.; 3.1 «Въезд запрещен» - 4 шт.; 4.1.3 «Движение налево» - 1 шт.; 4.1.5 «Движение прямо или налево» - 1 шт.; 4.1.6 «Движение направо или налево» - 1 шт.; 6.18.3 «Направление объезда» - 1 шт.; 6.18.2 «Направление объезда» - 1 шт.; 8.3.1 «Направление действия» - 1 шт.; 8.3.2 «Направление действия» - 1 шт.; 6.8.1 «Тупик» - 2 шт.; а также демонтажа дорожных знаков 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» - 2 шт.

Установлено, что до настоящего времени движение через аварийный мост через реку К*** на территории г.о.Сызрань не закрыто, указанные выше дорожные знаки не установлены.

Из ст. 14 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196 следует, что временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения

Пунктами 1.3, 2.2.2-2.2.4 «Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань Самарской области», утверждённого постановлением Администрации г.о. Сызрань от 23 декабря 2009 года № 3618, Комитет по своей организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным учреждением и образован для осуществления организационно-управленческих функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Сызрань; разработки и участия в разработке целевых комплексных программ по развитию жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и благоустройства городского округа Сызрань; подготовки предложений по совершенствованию системы финансирования жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, и благоустройства городского округа Сызрань; взаимодействия с органами Администрации г.о. Сызрань, учреждениями, предприятиями и организациями по реализации возложенных на Комитет задач.

При таких обстоятельствах, суд правильно указал, что изложенные выше функции в части содержания автомобильных дорог и обеспечения их безопасности должностными лицами КЖКХ Администрации г.о. Сызрань не исполняются, что может привести к разрушению автомобильной дороги, созданию аварийной ситуации, причинению ущерба и вреда здоровью.

В соответствии с пунктом 2.5. Устава МБУ «Благоустройство» указанное учреждение осуществляет строительство, реконструкцию, текущий и капитальный ремонт, летнее и зимнее содержание улично-дорожной сети.

Однако, до настоящего времени КЖКХ Администрации г.о.Сызрань не выдавалось МБУ «Благоустройство» муниципальное задание на проведение работ по запрещению движения по мосту через реку К*** в створе <адрес> путем установки соответствующих технических средств организации дорожного движения, что свидетельствует о бездействии должностных лиц названного выше Комитета.

В соответствии ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации юридические лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Нарушения КЖКХ Администрации г.о. Сызрань требований ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Росоийской Федерации» влечёт нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное движение, что способствует созданию аварийных ситуаций на дорогах, не обеспечивает безопасность дорожного движения и напрямую повышает вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных Прокурором требований, а поэтому правильно их удовлетворил в полном объеме.

Доводы КЖКХ в кассационной жалобе о том, что Положением на них не возложена обязанность по прекращению движения автомобильного транспорта и выдаче муниципального задания на проведение работ по прекращению движения МБУ «Благоустройство», несостоятельны, поскольку ответственность за надлежащее состояние дорожного хозяйства в г.о. Сызрань возложена на Комитет ЖКХ, что подтверждено материалами дела.

Также, из муниципального задания, выданного Комитетом ЖКХ муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство на 2011 и плановый 2012 и 2013 годов усматриваются характеристики работ, подтверждающие, что КЖКХ несет ответственность за содержание автомобильных дорог, мостов и др. г.о. Сызрань ( л.д.64-66).

Ссылка в жалобе на то, что техническое задание №1/11, выданное ГИБДД, не носит обязательный характер, а поэтому необоснованно на КЖКХ возложена обязанность по принятию мер по прекращению движения автомобильного транспорта по мосту через К*** в створе <адрес>, не может быть принята во внимание, поскольку выявленные недостатки в содержание моста могут привести к созданию аварийной ситуации, причинении ущерба и вреда здоровью граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 16 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета ЖКХ администрации г.о. Сызрань без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: