Судья Зиновьева Т.Н. гр. дело № 33-7909/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 27 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего Шуликиной С.М., судей Минеевой О.Г., Пинчук С.В., с участием прокурора Кушнирчук А.И., при секретаре Самодуровой А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации Кинель-Черкасского района на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 07 июня 2011 года, которым постановлено: «Обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Котяковой М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату для приобретения жилья из расчета 33 кв.м. общей площади в 2011 году». Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителя администрации Кинель-Черкасского района Пичкурова В.А. (по доверенности), поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Котяковой М.Н. к администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области об обязании предоставить жилое помещение. В обоснование своих требований прокурор указал, что в результате проведенной проверки были выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Проверкой было установлено, что за Котяковой М.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшейся без попечения родителей, постановлением главы м.р. Кинель-Черкасский № № от 28.05.10 закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако до настоящего времени она жильем не обеспечена. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил суд обязать администрацию м.р. Кинель-Черкасский предоставить Котяковой М.Н. жилое помещение либо выделить денежные средства из расчета 33 кв.м. общей площади на приобретение жилого помещения. Определением суда от 26.05.11 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе представитель администрации Кинель-Черкасского района просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Согласно ст.6 Федерального закона № 189 от 29.12.04 «О введении в действие ЖК РФ» с 01.03.05 принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. В соответствии с п.3 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В силу ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. На основании ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Категориям граждан, указанным в ч.3 ст.49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст.10 вышеназванного закона, за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Из материалов дела следует, что заочным решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 25.07.07 ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. лишены родительских прав в отношении дочери Котяковой М.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.9-11). Постановлением главы администрации Кинель-Черкасского района № № от 28.05.10 оставшаяся без попечения родителей Котякова М.Н. поставлена на регистрационный учет для внеочередного получения жилья (л.д.6). Из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на регистрационном учете для внеочередного получения жилья на территории Кинель-Черкасского района в 2011 году видно, что Котякова М.Н. внесена в список под №2 (л.д.21). Согласно справки заместителя руководителя Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района от 25.05.11, свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Кинель-Черкасского района для предоставления гражданам по договорам социального найма не имеется (л.д.22). Судом было установлено, что Котякова М.Н. относится к детям, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного за ней жилого помещения. 06.07.10 Котякова М.Н. окончила государственное образовательное учреждение – профессиональное училище №№ г. Отрадного с присвоением ей квалификации «социальный работник» (л.д.12). Судом также было установлено, что до настоящего времени Котякова М.Н. жилым помещением не обеспечена. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть постановлено в зависимость от каких-либо условий, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора об обязании администрации Кинель-Черкасского района предоставить Котяковой М.Н. социальную выплату для приобретения жилья из расчета 33 кв.м. общей площади в 2011 году. Поскольку обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования, довод кассационной жалобы представителя администрации Кинель-Черкасского района об отсутствии финансирования из бюджета Самарской области, является несостоятельным. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, материальный и процессуальный закон судом применен правильно. Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на то, что социальная выплата для приобретения жилья Котяковой М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставляется за счет средств бюджета Самарской области. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 07 июня 2011 года по существу оставить без изменения, дополнив его резолютивную часть указанием на предоставление социальной выплаты Котяковой М.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., для приобретения жилья из расчета 33 кв.м общей площади в 2011 году за счет средств бюджета Самарской области. Кассационную жалобу представителя администрации Кинель-Черкасского района оставить без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: