Об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.



Судья: Батманова И.А. гр. дело № 33-7505

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шуликиной С.М.,

судей Минеевой О.Г., Елистратовой Е.В.,

с участием прокурора Шабановой Ю.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального района Челно-Вершинский на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 06 июня 2011 года, которым постановлено:

«Возложить на администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области обязанность устранить в МОУ Сиделькинская средняя общеобразовательная школа нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью осуществления полноценного функционирования медицинского пункта, а именно: привести его в соответствие с СанПиН 2.4.2.1178-02:

Обеспечить медицинский пункт необходимыми помещениями:

- кабинетом врача длиной не менее 7м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся, площадью не менее 14 кв.м;

- кабинетом зубного врача, площадью 12 кв.м, оборудованным вытяжным шкафом;

- процедурным кабинетом, площадью 14 кв.м;

- кабинетом психолога, площадью 10 кв.м;

- обеспечить медицинский пункт оборудованием и инструментарием, указанным в Приложении 1 СанАиН 2.4.2.1178-02 ».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Челно-Вершинского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района Челно-Вершинский о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обосновании своих требований прокурор указал, что в МОУ Сиделькинская СОШ не соблюдаются требования федерального санитарно-эпидемиологического законодательства, а также федерального законодательства об образовании, а именно в медицинском пункте МОУ Сиделькинская СОШ отсутствуют необходимые помещения: кабинет врача, длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованного вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м; а также медицинский пункт не обеспечен оборудованием и инструментарием, указанным в Приложении 1 СанПиН 2.4.2.1178-02.

Ссылаясь на то, что непринятие администрацией муниципального района мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании МОУ Сиделькинская СОШ способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан и может повлечь за собой трагические последствия, прокурор (с учетом уточнения исковых требований) просил суд возложить на администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области обязанность устранить в МОУ Сиделькинская СОШ нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью осуществления полноценного функционирования медицинского пункта, а именно: обеспечить медицинский пункт необходимыми вышеуказанными помещениями в определенных параметрах, и обеспечить медицинский пункт оборудованием и инструментарием, указанным в Приложении 1 СанПиН 2.4.2.1178-02.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе администрация муниципального района Челно-Вершинский Самарской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.

В силу ст.31 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений.

Согласно ст.32 указанного Закона, образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу п.23 постановления Правительства РФ от 19.03.01 № 196 «Об утверждении типового положения общеобразовательном учреждении» медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, и возлагая обязанность на ответчика как на учредителя школы и распорядителя бюджетных средств, суд установил отсутствие в указанном выше общеобразовательном учреждении медицинского пункта с соответствующими помещениями и необходимым оборудованием.

При этом суд указал, что данные требования к медицинским пунктам предусмотрены ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 №52-ФЗ и «Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.00 №554 главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.02, а также введенными в действие с 01.09.03 санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02».

Между тем, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 №819 утверждены новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, которые вводятся в действие с 1.09.11, и в соответствии с п. 4.21 данных требований в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

С учетом того, что решение суда должно быть исполнимым и способствовать реальной защите нарушенных прав граждан, в интересах которых заявлены требования, судебная коллегия полагает, что возложение на ответчика указанных судом обязанностей по приведению в соответствие медицинского пункта в школе, путем проведения мероприятий по возведению в здании школы 4-х кабинетов с соответствующим оборудованием, является нецелесообразным, поскольку ученики школы, в интересах которых, предусмотрены указанные выше требования, процессом обучения в летний период времени не занимаются в связи с объявлением летних каникул.

В данном случае, по мнению судебной коллегии, эффективность выбранного прокурором способа защиты прав граждан, не оценена в совокупности с возможностями ответчика и самого учебного заведения по выполнению предъявленных к ним требований.

Указание суда о нахождении в летний период работников образовательного учреждения, не является безусловным основанием для необходимости проведения указанных выше мероприятий, притом, что с 1.09.2011 года необходимость выполнения данных мероприятий будет утрачена.

При наличии в сельском поселении фельдшерско-акушерского пункта, права работников образовательного учреждения в течение летнего периода времени с учетом периодичности их графика работы, не нарушены.

Указание суда о действии на момент рассмотрения дела СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», является необоснованным, поскольку соблюдение данных требований на момент постановления судом решения не способствует предусмотренным целям в виде создания определенных условий обучения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что прокурором не доказано обстоятельств того, что невыполнение ответчиком указанных требований приведет к реальному нарушению прав граждан и может повлечь трагические последствия, в связи с чем, решение суда является незаконным и подлежит отмене.

Ввиду установления значимых по делу обстоятельств на основании имеющихся в материалах дела доказательствах, судебная коллегия полагает возможным постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать по основаниям недоказанности заявленных доводов в подтверждении своих требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 06.06.11 отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Челно-Вершинского района к администрации муниципального района Челно-Вершинский о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства оставить без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна: судья -