О понуждении к исполению обязательств



Судья: Вельмина И.Н. № 33-8329

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Елистратовой Е.В.

Судей Марушко Л.А., Салдушкиной С.А.

При секретаре Мучкаевой Н.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ОАО «РЖД» на решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 25.05.2011 г., которым постановлено:

«Обязать ОАО «РЖД» в лице филиала КЖД в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу изменить / переработать, дополнить/ Технико-распорядительный акт станции Тургеневка Куйбышевской железной дороги, обеспечив безопасные условия пользования пассажирами, работниками железнодорожного транспорта и жителями населенного пункта, одноуровневым переходом через железно­дорожные пути на станции Тургеневка КЖД.

Обязать ОАО «РЖД» в лице филиала КЖД принять иные действенные меры, направленные на обеспечение безопасного прохода и посадку пассажиров на электропоезда и недопущению нахождения пассажиров под составами, о принятых мерах сообщить в Куйбышевский территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на железнодорожном транспорте и Куйбышевскую транспортную прокуратуру».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя ОАО «РЖД» Давлетбаева Р.Д. в поддержание кассационной жалобы, возражения помощника Куйбышевского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры Станотина Д.В., представителя «Роспотребнадзора» - Чечетиной Г.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Куйбышевский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением к ОАО «РЖД» о понуждении к исполнению обязательств.

В заявлении указал, что Приволжским управлением государственного железнодорожного надзора проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав потребителей и законодательства о железнодорожном транспорте в РФ, на ст. Тургеневка Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

В ходе проверки установлено, что на станции Тургеневка, в нарушение требований действующего законодательства, нарушаются права пассажиров на проход к электропоездам, а именно: посадка на пригородные поезда осуществляется с 4 и 1 пути, при этом обойти грузовые поезда пассажирам не представляется возможным; на этапе проектирования и производства строительно-монтажных работ по удлинению приемо-отправочных путей станции Тургеневка не учтены требования по обеспечению быстрого, удобного и безопасного выполнения операций, связанных с обслуживанием и перевозками пассажиров (пассажирские здания, платформы, пешеходные тоннели, мосты и переходы), не учтена планировочная структура населенного пункта и станции, не предусмотрено наличие пешеходного моста или тоннеля в нарушение требований п. 6.19 и п. 6.22 «Инструкции по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР» Минтрансстроя СССР и МПС СССР №ВСН 56-78, Согласованная с Госстроем СССР 9 декабря 1977 г. № НК-5754-1.

Выявленные нарушения носят систематический характер, никакие действенные меры ОАО «РЖД» для обеспечения безопасности пассажиров не приняты.

Прокурор полагает, что допущенные нарушения в ближайшее время ОАО «РЖД» устранены не будут, а дальнейшая сложившаяся обстановка на ст. Тургеневка может привести к тяжким последствиям, в том числе к гибели людей.

Учитывая изложенное, впоследствии уточнив свои требования прокурор просил обязать ОАО «РЖД» в лице филиала КЖД в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу изменить / переработать, дополнить/ Технико-распорядительный акт станции Тургеневка Куйбышевской железной дороги, обеспечив безопасные условия пользования пассажирами, работниками железнодорожного транспорта и жителями населенного пункта, одноуровневым переходом через железнодорожные пути на станции Тургеневка КЖД, обязать ОАО «РЖД» в лице филиала КЖД принять иные действенные меры, направленные на обеспечение безопасного прохода и посадку пассажиров на электропоезда и недопущению нахождения пассажиров под составами, о принятых мерах сообщить в Куйбышевский территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на железнодорожном транспорте и Куйбышевскую транспортную прокуратуру.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе ОАО «РЖД» просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 6,19 и п. 6.22 «Инструкции по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР» Минтрансстроя СССР и МПС СССР №ВСН 56-78, согласованная с Госстроем СССР 9 декабря 1977 г. № НК-5754-1, проекты новых и реконструируемых вокзалов должны предусматривать комплекс зданий, сооружений и устройств, необходимых для обеспечения быстрого, удобного и безопасного выполнения операций, связанных с обслуживанием и перевозками пассажиров (пассажирские здания, платформы, пешеходные тоннели, мосты и переходы, устройства для хранения багажа и ручной клади, встроенные почтовые и другие киоски и т.п.) и должны учитывать применение новых технических средств и систем автоматизации распределения мест и продажи билетов, справочно-информационной аппаратуры, устройств телемеханики и связи, механизации операций по погрузке, выгрузке и транспортировке багажа, а также по уборке помещений и пассажирских платформ. Проекты вокзалов должны быть разработаны с учетом планировочной структуры населенного пункта и станции, а также архитектуры зданий привокзальной площади для обеспечения единой архитектурно-планировочной композиции и комплексной застройки железнодорожной линии. Платформы на пассажирских остановочных пунктах должны иметь навесы или помещения для пассажиров и билетных касс, а в необходимых случаях пешеходные тоннели или мосты.

На основании ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях его использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Согласно п. 2 ст. 20 Ф3 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 №17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте в пределах компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезде.

В соответствие с п. «Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути», утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 № 18, с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Согласно требований п. 5, 10 Правил, с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах К) и 12 Правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей не общего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии, не допускаются на железнодорожных путях и пассажирских платформах подлезать под пассажирскими платформами железнодорожным подвижным составом.

Из материалов дела усматривается, что Приволжским управлением государственного железнодорожного надзора проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав потребителей и законодательства о железнодорожном транспорте в РФ, на ст. Тургеневка Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

В ходе проверки установлено, что на станции Тургеневка, в нарушение требований вышеуказанного законодательства, нарушаются права пассажиров на проход к электропоездам, в частности, пассажиры, чтобы пройти на посадку в электропоезд или с электропоезда - домой, вынуждены пролазить под грузовыми составами, подвергая свою жизнь опасности, поскольку на станции Тургеневка не учтены требования по обеспечению быстрого, удобного и безопасного выполнения операций, связанных с обслуживанием и перевозками пассажиров (пассажирские здания, платформы, пешеходные тоннели, мосты и переходы), не учтена планировочная структура населенного пункта и станции, не предусмотрено наличие пешеходного моста или тоннеля в нарушение требований п. 6.19 и п. 6.22 «Инструкции по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР» Минтрансстроя СССР и МПС СССР №ВСН 56-78, Согласованная с Госстроем СССР 9 декабря 1977 г. № НК-5754-1.

Кроме того, как усматривается из книги жалоб и предложений, в ней содержаться жалобы граждан на то, что грузовые и товарные составы преграждают единственный пешеходный путь пассажиров к посадке на электропоезда, чем нарушаются их законные права и интересы.

Более того, как установлено судом, диспетчера постоянно регистрируют стоянку грузовых составов на пассажирской станции Тургеневка, при этом время стоянки грузовых составов, совпадает со временем прибытия электропоездов.

Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора и обязал ОАО «РЖД» в лице филиала КЖД в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу изменить / переработать, дополнить/ Технико-распорядительный акт станции Тургеневка Куйбышевской железной дороги, обеспечив безопасные условия пользования пассажирами, работниками железнодорожного транспорта и жителями населенного пункта, одноуровневым переходом через железно­дорожные пути на станции Тургеневка КЖД, а также принять иные действенные меры, направленные на обеспечение безопасного прохода и посадку пассажиров на электропоезда и недопущению нахождения пассажиров под составами, о принятых мерах сообщить в Куйбышевский территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на железнодорожном транспорте и Куйбышевскую транспортную прокуратуру.

Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 25.05.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: