обжалование решения Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области



Судья: Дмитриева Е.Н. гр. дело № 33-7839/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Решетняк М.А.,

судей: Опритова И.П. и Николаевой Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 31 мая 2011 года, которым постановлено:

«Признать отказ Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в присвоении звания «Ветеран труда» Бединой Л.И. неправомерным.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области устранить допущенное нарушение, признав за Бединой Л.И. право на присвоение звания «Ветеран труда».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Бедина Л.И. обратилась в суд с заявлением об обжаловании решения Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она была награждена Знаком отличия Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации «<данные изъяты>» 2 степени. Более лет проработала в <данные изъяты> суде Самарской области. Получив награду ДД.ММ.ГГГГ она, ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области о присвоении ей звания «Ветеран труда».

ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в присвоении указанного звания, поскольку Судебный департамент при Верховном суде РФ, от имени генерального директора которого производилось награждение, не относится к органам государственной власти РФ.

Заявительница считая данный отказ незаконным и необоснованным, просила признать действия Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области незаконными и присвоить ей звание «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области просит отменить решение суда, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы репятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ за № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 06.05.2006 N 40-ГД (ред. от 06.05.2010) "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Самарской области" лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают по месту жительства в органы местного самоуправления, осуществляющие меры социальной поддержки в пределах переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, заявление с приложением следующих документов:

1) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет:

документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;

документ, подтверждающий факт постоянного проживания на территории Самарской области;

удостоверения к орденам, медалям, почетным званиям СССР, РСФСР или Российской Федерации либо документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде, решение о награждении которыми принято руководством министерств и ведомств бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации;

справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначении заявителю трудовой пенсии по старости либо за выслугу лет;

Из норм указанной статьи следует, что в качестве ведомственных знаков отличия в труде учитываются знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято руководством министерства и ведомства бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации.

Приказом судебного департамента при Верховном Суде РФ от ДД.ММ.ГГГГ за «Об утверждении знака отличия судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «<данные изъяты>», с внесенными изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ за , учрежден знак отличия Судебного департамента при Верховном Суде РФ «<данные изъяты>» 1 и 2 степени в целях дальнейшего совершенствования практики поощрений работников системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Описание знака и его эскиз согласованы с Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации. Награждение знаком отличия производиться решением Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде российской Федерации, а также на основании постановления Президиума Совета Судей Российской Федерации.

В соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о знаке отличия «<данные изъяты>» и положение о порядке награждения знаком отличия <данные изъяты>».

В соответствии с положением о знаке отличия «<данные изъяты>» награждение указанным знаком отличия производиться за высокие результаты, достигнутые в исполнении служебных обязанностей по организационному обеспечению деятельности судов, совершенствованию работы системы судебного департамента, оказанию содействия в проведении судебной реформы; достижение высоких показателей в служебной и хозяйственной деятельности; успехи, достигнутые в совершенствовании профессионального мастерства.

Знаком отличия «<данные изъяты>» 2 степени награждаются работники органов и учреждений системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, имеющие стаж государственной службы (работы) 3 и более лет в органах и учреждениях системы Судебного департамента при Верховном суде РФ или в других органах государственной власти.

Действующее федеральное законодательство не содержит толкования понятий «ведомство» и «ведомственный знак отличия в труде».

Из материалов дела следует, что Приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Бедина Л.И. награждена знаком отличия Судебного департамента при Верховном Суде РФ «<данные изъяты>» 2 степени, основанием является протокол заседания Комиссии по ведомственным наградам Совета Судей Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

К знаку отличия Бединой Л.И. выдано удостоверение подписанное Генеральным директором судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (л.д. ).

Бедина Л.И. имеет трудовой стаж работы более лет, что подтверждается копией трудовой книжки.

ДД.ММ.ГГГГ Бедина Л.И. обратилась с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области; ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в виду того, что Судебный департамент при Верховном Суде РФ, от имени генерального директора которого производилось награждение, не относится к органам государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей, установленный Конституцией РФ, изначально предполагает самостоятельность системы органов судебной власти от власти законодательной и исполнительной.

Пункт 1 статьи 11 Конституции РФ устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе» за № 1 от 31 декабря 1996 года определил систему федеральных государственных органов судебной власти.

К названным федеральным органам государственной власти отнесены: судьи, суды, в том числе Верховный Суд РФ, являющейся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, органы судейского сообщества: Всероссийский съезд судей, являющейся высшим органом судейского сообщества, Совет судей РФ и его рабочий орган Президиум Совета судей РФ, Судебный департамент РФ при Верховном суде РФ, аппараты судов и каждый их этих органов наделен соответствующими законными полномочиями, помимо полномочий по осуществлению правосудия.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 января 1999 года за № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» разъяснил, что особенности правового регулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к этой или иной ветви государтсенной власти закрепляются другими положениями Конституции Российской Федерации (гл. 4 «президент Российской Федерации», глава 5 «Федеральное Собрание», гл. 6 «Правительство Российской Федерации», гл. 7 «Судебная власть») и конкретизируются в ряде федеральных конституционных и федеральных законов».

По смыслу статей 71 (пункт «г»), 72 (пункт «н»), 76 (части 1 и 2) и 77 (часть 1) Конституции РФ, определение видов федеральных органов исполнительной власти, постольку, поскольку оно взаимосвязано с регулированием общих принципов организации и деятельности системы органов государственной власти в целом, осуществляется посредством федерального закона.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.

Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 1 ФЗ № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» является федеральным государственным органом и наделен соответствующими полномочиями, согласно федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ», входит в судебную систему.

Утверждение Советом Судей РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ ведомственного знака отличия в труде направлено на обеспечение выполнения требований п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 55 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обеспечение деятельности судебной системы. Внутри самой системы судебной власти имеются и решаются другие государственные властные полномочия, помимо отправления правосудия, организационно-распорядительные, кадровые и другие, обеспечивающие деятельность судов и судей в ходе осуществления правосудия и эти вопросы не могут решаться какими-либо федеральными органами других ветвей власти.

Судом сделан правильный вывод, что отказ Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в присвоении Бединой Л.И. звания «Ветеран труда» является неправомерным.

Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу, что обязывая Министерство устранить нарушение, и признать за Бединой Л.И. право на присвоение звания «Ветеран труда», суд разрешил вопрос, относящийся к исключительной компетенции Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области.

В силу требований норм гражданского процессуального законодательства, перечисленных выше, решением суда об удовлетворении заявления о признании незаконными действия органа государственной власти должно быть обеспечено восстановление в полном объеме нарушенных прав и устранение препятствий к их осуществлению.

В резолютивной части решения должно быть указано, каким способом подлежит устранению допущенное нарушение. При этом суд не вправе решать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции соответствующего органа или лица.

Суд должен признав, действие незаконным, обязать соответствующий орган или должностное лицо рассмотреть обращение гражданина в порядке установленном законом, не предрешая существа решения, которое вправе принять орган или должностное лицо исходя из имеющихся у них полномочий.

Таким образом, в указанной части решение суда подлежит уточнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 31 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области – без удовлетворения.

Уточнить второй абзац резолютивной части решения суда, изложив его в следующей редакции «Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области рассмотреть заявление Бединой Л.И., с которым она обратилась ДД.ММ.ГГГГ о присвоении ей звания «Ветеран труда, устранив допущенные нарушения.»

Председательствующий:

Судьи: