Судья: Колесникова Л.Ю. № 33-8333 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего Елистратовой Е.В. Судей Марушко Л.А., Салдушкиной С.А. При секретаре Мучкаевой Н.П. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 31.05.2011 г., которым постановлено: «Признать незаконным требование Департамента управления имуществом г.о. Самара (от 01.02.2011г. №) о необходимости Денисову В.И. предоставить дополнительные документы. Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара принять решение по заявлению Денисова В.И. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, занимаемого капитальным гаражом». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., возражения на кассационную жалобу представителя Денисова В.И. – Девяткина А.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Денисов В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В заявлении указал, что ему на основании акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 10.11.97г., и справки ГСК-740 о выплате паевого взноса № от 01.08.09г. на праве собственности принадлежит гараж, расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о регистрации права от 19.03.10г. 13.01.2011 года заявитель обратился в департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по вышеуказанному адресу, на котором расположен принадлежащий ему гараж. Однако департамент управления имуществом г.о. Самара для продолжения работы по утверждению схемы расположения земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу на кадастровом плане (карте) соответствующей территории обязал заявителя предоставить следующие документы: схему земельного участка на кадастровом плане территории, акт согласования границ со смежными землепользователями, копию кадастрового (технического) паспорта на строение, расположенное на земельном участке. Заявитель считает, что данное требование департамента управления имущества г.о. Самара не соответствует закону и нарушает права заявителя, поскольку согласно п. 7 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории. Заявитель просил суд признать незаконным требование департамента управления имуществом г.о. Самара о необходимости предоставления им дополнительных документов и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара принять решение по его заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> занимаемого капитальным гаражом. Судом постановлено вышеизложенное решение. Департамент управления имуществом г.о. Самара просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным. Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. Из материалов дела усматривается, что Денисову В.И. на праве собственности принадлежит нежилое помещение - гараж №, площадью 18,10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 19.03.10г. Судом установлено, что 13.01.2011 года заявитель обратился в департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 21 кв.м.. занимаемого капитальным гаражом расположенным по вышеуказанному адресу. 19.01.2011 года к ранее поданному заявлению Денисовым В.И. приобщены дополнительные документы, а именно: акт согласования местоположения границы земельного участка со смежными землепользователями, акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию от 10.11.97г., справка о выплаченном пае № от 01.08.09г., схема расположения земельного участка. Между тем, как установлено судом, департамент управления имуществом г.о. Самара для продолжения работы по утверждению схемы расположения земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу на кадастровом плане (карте) соответствующей территории обязал заявителя предоставить следующие документы: схему земельного участка на кадастровом плане территории, акт согласования границ со смежными землепользователями, копию кадастрового (технического) паспорта на строение, расположенное на земельном участке, что подтверждается ответом департамента управления имуществом г.о. Самара от 01.02.2011 года. Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Судом установлено, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается уведомлением № от 11.06.10г., то есть данный земельный участок не стоит на кадастровом учете. Также установлено, что спорный земельный участок расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №, внесенный в государственный кадастр недвижимости 11.12.2005г. на основании свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком № от 17.07.97г., выданного ГСК- 740. Данное обстоятельство подтверждается письмом Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 29.11.10 №. Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что истец не имеет кадастрового паспорта на спорный земельный участок и не имеет возможности обратиться с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении данного земельного участка в собственность. Земельным кодексом РФ, Законом Самарской области №-ГД от 11.03.2005 г. «О земле», Постановлением Правительства Самарской области о порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара регулирующими порядок предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков, на граждан не возложена ответственность за действия государственных органов. Суд пришел к обоснованному выводу о том, что требование департамента управления имуществом г.о. Самара о предоставлении дополнительных документов, противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы Денисова В.И. Согласно вышеперечисленным законодательным актам регулирующим порядок предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков, за гражданами не закреплена обязанность предоставления в департамент управления имуществом г.о. Самара документов, на которые в своем отказе ссылается заинтересованное лицо. Таким образом, как правильно указано судом, заинтересованное лицо необоснованно, в противоречие с действующим законодательством ссылается в своем отказе на необходимость предоставления истцом дополнительных документов, представление которых не обязательно в рассматриваемой ситуации и не предусмотрено законом. Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. На основании ч. 2,ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исключается умаление прав человека и гражданина и допускается их ограничение только в конституционно одобряемых целях на основании федерального закона. Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности. На основании п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение о необходимости Денисову В.И. предоставить дополнительные документы, не соответствует требованиям закона, нарушает исключительное право Денисова В.И. на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка. Таким образом, бездействия департамента управления имуществом г.о. Самара нарушают право Денисова В.И., гарантированное ст. 35 Конституции РФ иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Учитывая изложенное, суд обоснованно признал незаконным требование департамента управления имуществом г.о. Самара (от 01.02.2011г. №) о необходимости Денисову В.И. предоставить дополнительные документы. В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, суд правильно возложил обязанность на департамент управления имуществом г.о. Самара принять решение по заявлению Денисова В.И. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, занимаемого капитальным гаражом. Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе и опровергаются указанными выше обстоятельствами. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 31.05.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: