О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.



Судья: Самарина Е.Г. гр.дело № 33-8343/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Елистратовой Е.В.

судей: Марушко Л.А., Подольская А.А.

при секретаре: Мучкаевой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 23 июня 2011 года, которым постановлено:

«Обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и СанПиН, провести в МДОУ детский сад № организационно- хозяйственные мероприятия по устранению нарушений действующего законодательства: устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. 53, на путях эвакуации ( пол) ведущий к среднему эвакуационному входу первого этажа заменить горючий материал, линолеум; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п.З. СНиП 21—1-97 п. 6.30 наружную металлическую пожарную лестницу левого крыла, ведущую на второй этаж проходящую на расстоянии от окна первого этажа установить на соответствующее расстояние; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п.З. СНиП 21—1-97 п. 6.30 наружную металлическую пожарную лестницу правого крыла, ведущую на второй этаж проходящую на расстоянии от окна первого этажа менее чем на один метр установить на соответствующее расстояние; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. 53, со ступеней лестничной клетки правого крыла и левого крыла окрашенных масляной краской убрать слой масляной краской и провести отделку согласно требований действующего законодательства; со стен лестничных клеток правого крыла окрашенных масляной краской снять покрытие масляной краски и обработать согласно требованиям действующего законодательства, теневые навесы оборудовать в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, устранить нарушения требований п. 8.4 СанПиН 2.4.1.2660-10 отопительные приборы оградить съемными решетками; устранить нарушения требований п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 установить недостающее количество сантехнических приборов в туалетах и раковины для взрослых; потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха привести в соответствии с требованиями п. 5.4 СанПиН 2.4.1.2660-10; стены в помещениях средней группы, второй младшей группы, медицинского кабинета привести в соответствие требованиям п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10; полы в помещениях группы первого этажа утеплить в соответствии с требованиями п. 5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10.

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Марушко Л.А., доводы представителя Администрации г.о.Самара Парфеновой Ю.А., представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара Семенова А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Пискаревой И.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Красноглинского района г. Самары в защиту интересов государства и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к МДОУ детскому саду , Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.

В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой Красноглинского района г. Самары проверки в МДОУ № Красноглинского района г. Самары выявлены нарушения требований пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МДОУ № Красноглинского района г. Самары, расположенного по адресу: <адрес>.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор Красноглинского района г. Самары просил суд признать бездействие органа местного самоуправления- Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, заведующего МДОУ по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности и СанПиН в МДОУ незаконным, обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом г. Самары устранить нарушения пожарной безопасности и СанПиН, а именно: устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. 53, на путях эвакуации (пол) ведущий к среднему эвакуационному входу первого этажа заменить горючий материал, линолеум; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. п. 3,34 СНиП 2101-97 п.п. 6.18,7.17, эвакуационную дверь первого этажа, соединяющую лестничную клетку левого крыла с коридором оборудовать приспособлением для самозакрывания; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. п. 3,34 СНиП 2101-97 п.п. 6.18,7.17, эвакуационную дверь первого этажа, соединяющую лестничную клетку правого крыла с коридором оборудовать приспособлением для самозакрывания; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п.п. 3,57 ПУЭ п. 2.1.37, в группах электропроводку проложить не по горючему основанию ( бумажные обои); устранить нарушения требований ППБ 01-03 п.З. СНиП 21—1-97 п. 6.30 наружную металлическую пожарную лестницу левого крыла, ведущую на второй этаж проходящую на расстоянии от окна первого этажа установить на соответствующее расстояние; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п.З. СНиП 21—1-97 п. 6.30 наружную металлическую пожарную лестницу правого крыла, ведущую на второй этаж проходящую на расстоянии от окна первого этажа менее чем на один метр установить на соответствующее расстояние; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. п. 3,34 СНиП 2101-97 п.п. 6.18,7.17, эвакуационные двери лестничной незадымляемой клетки правого крыла соединяющиеся с группами оборудовать приспособлением для самозакрывания; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. п. 3,34 СНиП 2101-97 п.п. 6.18,7.17, эвакуационные двери лестничной незадымляемой клетки левого крыла соединяющиеся с группами оборудовать приспособлением для самозакрывания; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. 53, со ступеней лестничной клетки правого крыла и левого крыла окрашенных масляной краской убрать слой масляной краской и провести отделку согласно требований действующего законодательства; со стен лестничных клеток правого и левого крыла окрашенных масляной краской снять покрытие масляной краски и обработать согласно требованиям действующего законодательства; устранить нарушения требований ГШБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97 п. 6.29 ширину лестничного марша незыдымляемой лестничной клетки правого и левого крыла привести в соответствии с требованиями действующего законодательства; устранить нарушения требований ГШБ 01-03 п.п. 3.57. ПУЭ п. 2.1.21 в группах соединение электропроводов выполнить в соответствии с требованиями ГШБ; теневые навесы оборудовать в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, устранить нарушения требований п. 8.4 СанПиН 2.4.1.2660-10 отопительные приборы оградить съемными решетками; устранить нарушения требований п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-ГО установить недостающее количество сантехнических приборов в туалетах и раковины для взрослых; потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха привести в соответствии с требованиями п. 5.4 СанПиН 2.4.1.2660-10; стены в помещениях средней группы, второй младшей группы, медицинского кабинета привести в соответствие требованиям п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10; полы в помещениях группы первого этажа утеплить в соответствии с требованиями п. 5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10.

В судебном заседании прокурор Красноглинского района г. Самары отказался от исковых требований в части признания бездействия органа местного самоуправления- Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, заведующего МДОУ по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности и СанПиН в МДОУ незаконными.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу ст.ст. 37, 38 Федерального Закона № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности», организации и учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Ст. 19 Закона относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии со ст. 7 Устава г.о. Самара к вопросам местного значения относится формирование, утверждение, исполнение городского бюджета и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах г.о. Самара.

Ст. 25 Устава относит решение вопросов местного значения к компетенции администрации г.о. Самара.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Красноглинского района г. Самара проведена проверка соблюдение законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в результате которой установлено, что МДОУ № Краснглинского района г. Самара имеются нарушения законодательства РФ «Об образовании», «О пожарной безопасности» и « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В нарушение ППБ 01-03, п. 55 в МДОУ детском саду на путях эвакуации (пол) ведущий к среднему эвакуационному входу первого этажа горючий материал, линолеум не соответствует требования ППБ; на эвакуационной двери первого этажа, соединяющую лестничную клетку левого крыла с коридором отсутствует приспособление для самозакрывания; на эвакуационной двери первого этажа, соединяющую лестничную клетку правого крыла с коридором отсутствует приспособление для самозакрывания; в группах электропроводка проложена по горючему основанию (бумажные обои); наружная металлическая пожарная лестница левого крыла, ведущая на второй этаж проходящую на расстоянии от окна первого этажа не установлена на соответствующее расстояние; наружная металлическая пожарная лестница правого крыла, ведущая на второй этаж проходящая на расстоянии от окна первого этажа менее чем на один метр не установлена на соответствующее расстояние; эвакуационные двери лестничной незадымляемои клетки правого крыла соединяющиеся с группами не оборудованы приспособлением для самозакрывания; эвакуационные двери лестничной незадымляемои клетки левого крыла соединяющиеся с группами не оборудованы приспособлением для самозакрывания; на ступенях лестничной клетки правого крыла и левого крыла окрашенных масляной краской не убран слой масляной краски и не проведена отделка согласно требований действующего законодательства; на стенах лестничных клеток правого и левого крыла окрашенных масляной краской не снято покрытие масляной краски и не обработано согласно требованиям действующего законодательства; ширина лестничного марша незыдымляемой лестничной клетки правого и левого крыла не приведена в соответствии с требованиями действующего законодательства; в группах соединение электропроводов не выполнены в соответствии с требованиями ППБ.

Указанные обстоятельства подтверждаются предписаниями ль ДД.ММ.ГГГГ Главного Управления МЧС России по Самарской области и не оспаривались сторонами в судебном заседании.

Кроме того, согласно предписанию должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ детский сад № выявлены нарушения, которые подлежат устранению, а именно: теневые навесы оборудовать в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, отопительные приборы оградить съемными решетками; установить недостающее количество сантехнических приборов в туалетах и раковины для взрослых; потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха привести в соответствии с требованиями п. 5.4 СанПиН 2.4.1.2660-10; стены в помещениях средней группы, второй младшей группы, медицинского кабинета привести в соответствие требованиям п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10; полы в помещениях группы первого этажа утеплить в соответствии с требованиями п. 5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10.

Судом установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № является муниципальным учреждением.

В материалах дела имеется договор «О порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и МДОУ детский сад № , согласно которому здание, расположенное адресу: г <адрес>, является муниципальной собственностью г. Самары и передано в оперативное управление.

Согласно п. 4.1. Постановления Главы г.о. Самара от 30.11.2007 №1017 «Об утверждении положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара» финансирование первичных мер пожарной безопасности осуществляется за счет средств бюджета г.о. Самара.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о наличии правовых и фактических оснований для понуждения ответчиков к выполнению мероприятий, необходимых для соблюдения требований пожарной безопасности и частичном удовлетворений требований прокурора, поскольку в соответствии с актами о выполненных работах, нарушения пожарной безопасности и СанПиН, а именно: эвакуационную дверь первого этажа, соединяющую лестничную клетку левого крыла с коридором оборудовали приспособлением для самозакрывания; эвакуационную дверь первого этажа, соединяющую лестничную клетку правого крыла с коридором оборудовали приспособлением для самозакрывания; в группах электропроводку заменили, эвакуационные двери лестничной незадымляемои клетки правого крыла соединяющиеся с группами оборудовали приспособлением для самозакрывания; эвакуационные двери лестничной незадымляемои клетки левого крыла соединяющиеся с группами оборудовали приспособлением для самозакрывания; со стен лестничных клеток левого крыла окрашенных масляной краской снять покрытие масляной краски и обработали согласно требованиям действующего законодательства, в группах соединение электропроводов выполнили в соответствии с требованиями ППБ, указанные нарушения были устранены.

Кроме того, согласно заключению независимой оценки пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ ширина лестничного марша незадымляемой лестничной клетки правого и левого крыла соответствует требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд пришёл к правильному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований прокурора.

Доводы кассационной жалобы Администрации г.о. Самара о том, что Администрация исполняет свои обязательства по финансированию, в том числе, требований пожарной безопасности, в пределах установленных решением Думы г.о. Самара о бюджете лимитов бюджетных ассигнований, не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные и не относящиеся к основаниям для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.

К тому же, судом не определены в решении конкретные объемы и статьи расходной части местного бюджета, и, кроме того, администрация г.о. Самара обязана содержать детское дошкольное учреждение в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 23 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.о Самара без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: