Судья: Сергеева Н.В. Гр.д. № 33-8458 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 15 августа 2011г., судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего: Филатовой Г.В. Судей Пинчук С.В., Подольской А.А. При секретаре Хоциной О.А. Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Самара на решение Советского районного суда г. Самары от 23 июня 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора Советского района г.Самара удовлетворить частично. Обязать Администрацию городского округа Самара и МОУ СОШ № устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МОУ СОШ №, расположенном по адресу: <адрес>., для чего выполнить организационно-хозяйственные мероприятия по: - оборудованию сан. узлов кабинами с дверями без запоров; - зонированию участка в соответствии с требованиями; - восстановлению работы душевых и сан. узлов при спортивном зале; - установлению дополнительных умывальников при обеденном зале; - проведению лабораторно-инструментальных исследований в кабинете информатики; - оборудованию и оснащению медицинского блока до соответствия требований санитарных правил; - установке санитарно-технических приборов до соответствия санитарным нормам; - оборудованию учебных кабинетов умывальниками; - оборудованию комнаты гигиены для девочек, помещения с поддонами и подводкой воды для технических нужд; - доведению до соответствия санитарным требованиям оборудования кабинетов химии, иностранного языка; - оборудованию приточно-вытяжной вентиляции в туалетах; - ограждению съемными деревянными защитными экранами отопительные приборы; - оборудованию классных досок софитами; - доведению уровня искусственной освещенности в кабинетах до требуемых норм; - обеспечению холодным и горячим водоснабжением учебные помещения начальных классов, химии, физики, рисования, черчения, медицинский кабинет. В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Самара о признании незаконным бездействия Администрации г.о.Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № - отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., объяснения представителя администрации г.о. Самара – Парфеновой Ю.А., представителя Департамента образования администрации г.о. Самара Семенова А.В., действующих по доверенности, поддержавших доводы жалобы, объяснения директора школы МОУ СОШ № 35 Мушкат Н.С., поддержавшей доводы жалобы заключение прокурора Сирик Ю.В.полагающей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Советского района г. Самары обратился в суд с иском, где просил с учетом уточненных требований признать незаконным бездействие администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самары по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ №, обязать администрацию городского округа Самара и МОУ СОШ № устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МОУ СОШ №, расположенном по адресу: <адрес>, для чего выполнить организационно-хозяйственные мероприятия по: - оборудованию сан. узлов кабинами с дверями без запоров; - зонированию участка в соответствии с требованиями; - восстановлению работы душевых и сан. узлов при спортивном зале; - установлению дополнительных умывальников при обеденном зале; - проведению лабораторно-инструментальных исследований в кабинете информатики; -оборудованию и оснащению медицинского блока до соответствия требований санитарных правил; - установке санитарно-технических приборов до соответствия санитарным нормам; - оборудованию учебных кабинетов умывальниками; - оборудованию комнаты гигиены для девочек, помещения с поддонами и подводкой воды для технических нужд; - доведению до соответствия санитарным требованиям оборудования кабинетов химии, иностранного языка; - оборудованию приточно-вытяжной вентиляции в туалетах; - ограждению съемными деревянными защитными экранами отопительные приборы; - оборудованию классных досок софитами; - доведению уровня искусственной освещенности в кабинетах до требуемых норм; -обеспечению холодным и горячим водоснабжением учебные помещения начальных классов, химии, физики, рисования, черчения, медицинский кабинет. В обоснование своих требований прокурор указал, что в МОУ СОШ № в ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проверки были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий в соответствии со ст. 31 ФЗ «Об образовании» относится к полномочиям органов местного самоуправления. Устранить имеющиеся нарушения МОУ СОШ № самостоятельно не может в виду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми последнее не располагает, а администрация г.о. Самара, Департамент образования г.о. Самара не выделяют достаточных средств на устранение указанных нарушений. Судом постановлено изложенное выше решение, которое администрации г.о. Самара в кассационной жалобе просит отменить, ссылаясь на то, что оно является неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Администрации г.о.Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ №. В остальной части решение суда оставить без изменения. В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Положением о Департаменте образования Администрации города Самара, утвержденным Постановлением главы города Самары №33 от 20.02.2004г. предусмотрено, что Департамент является структурным подразделением администрации города Самары, одной из его задач является сохранение и развитие материально-технической базы учреждений и организаций муниципальной системы образовав обеспечение соблюдения законодательства РФ об образовании на территории города Самары (п.п.2.11 2.12). В функции Департамента образования входит учреждение муниципальных образовательных учреждений от имени муниципального образования города Самары (п.3.9), разработка нормативов финансирования образовательных учреждений и предложение по совершенствованию систем финансирована (п.3.15), прогнозирование потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений и технический надзор за проведением реконструкции, капитального и текущего ремонта (п.3.16. и 3.17). Из чего следует, что ответчики обязаны обеспечивать финансирование, развитие материально-технической базы образовательных учреждений и соответствие их состояния требованиям санитарных норм и правил. Из материалов дела следует, что специалистом отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Самарской области МОУ СОШ № было выдано предписание на устранение нарушений требований санитарного законодательства, в том числе МОУ СОШ № должно было выполнить организационно-хозяйственные мероприятия по: - оборудованию сан. узлов кабинами с дверями без запоров; - зонированию участка в соответствии с требованиями; - восстановлению работы душевых и сан. узлов при спортивном зале; - установлению дополнительных умывальников при обеденном зале; - проведению лабораторно-инструментальных исследований в кабинете информатики; -оборудованию и оснащению медицинского блока до соответствия требований санитарных правил; - установке санитарно-технических приборов до соответствия санитарным нормам; - оборудованию учебных кабинетов умывальниками; - оборудованию комнаты гигиены для девочек, помещения с поддонами и подводкой воды для технических нужд; - доведению до соответствия санитарным требованиям оборудования кабинетов химии, иностранного языка; - оборудованию приточно-вытяжной вентиляции в туалетах; - ограждению съемными деревянными защитными экранами отопительные приборы; - оборудованию классных досок софитами; - доведению уровня искусственной освещенности в кабинетах до требуемых норм; -обеспечению холодным и горячим водоснабжением учебные помещения начальных классов, химии, физики, рисования, черчения, медицинский кабинет. Указанное нарушение не устранено до настоящего времени. В связи с чем, суд основано обязал Администрацию городского округа Самара и МОУ СОШ № устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МОУ СОШ №, расположенном по адресу: <адрес>., для чего выполнить организационно-хозяйственные мероприятия по: - оборудованию сан. узлов кабинами с дверями без запоров; - зонированию участка в соответствии с требованиями; - восстановлению работы душевых и сан. узлов при спортивном зале; - установлению дополнительных умывальников при обеденном зале; - проведению лабораторно-инструментальных исследований в кабинете информатики; - оборудованию и оснащению медицинского блока до соответствия требований санитарных правил; - установке санитарно-технических приборов до соответствия санитарным нормам; - оборудованию учебных кабинетов умывальниками; - оборудованию комнаты гигиены для девочек, помещения с поддонами и подводкой воды для технических нужд; - доведению до соответствия санитарным требованиям оборудования кабинетов химии, иностранного языка; - оборудованию приточно-вытяжной вентиляции в туалетах; - ограждению съемными деревянными защитными экранами отопительные приборы; - оборудованию классных досок софитами; - доведению уровня искусственной освещенности в кабинетах до требуемых норм; - обеспечению холодным и горячим водоснабжением учебные помещения начальных классов, химии, физики, рисования, черчения, медицинский кабинет. Вместе с тем, суд отказал в признании незаконным бездействия администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ №, что, по мнению судебной коллегии является неправильным. На момент вынесения судом решения указанные выше нарушения устранены не были. Между тем, неисполнение администрацией г.о. Самара возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по обеспечению соответствия здания требованиям санитарно-эпидемиологическому законодательству, как на орган местного самоуправления, является недопустимым. Бездействием администрации г.о. Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ. Бездействием Администрацией г.о. Самара нарушены права и интересы неопределенного круга лиц пребывающих в учреждении, а именно: детей, работников учреждения, иных лиц, которые вправе посетить данное учреждение, находиться в помещениях указанного учреждения в связи с исполнением служебных обязанностей, однако не могут этого делать в связи с закрытием школы на 2011года. для проведения капитального ремонта. В связи с изложенным, учитывая, что по делу не требуется установления новых обстоятельств, судебная коллегия полагает постановить в указанной части новое решение, которым исковые требования прокурора Советского района г.Самара о признании незаконным бездействия Администрации г.о.Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № – удовлетворить. Доводы кассационной жалобы администрации г.о.Самара о незаконности данного решения в связи с отсутствием достаточного финансирования, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно п.3 Положения о бюджетном процессе в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы администрации городского округа (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа. В соответствии со ст. 6 БК РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством. Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Утверждение бюджета г.о. Самара находится в компетенции думы г.о. Самара. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Советского районного суда г. Самары от 23 июня 2011г. в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г.Самара о признании незаконным бездействия Администрации г.о.Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № - отменить. Постановить новое решение : признать бездействие органа местного самоуправления – администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № – незаконными.. В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.о. Самара без удовлетворения. Председательствующий Судьи