Признание бездействия незаконным



Судья: Фаттахова Т.В. Гр.д. № 33-8469

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2011г., судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Шуковой Н.М.

Судей Пинчук С.В., Книстяпиной Н.А.

При секретаре Тимагине Е.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам представителя ГУФСИН России по Самарской области и ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области на решение Красноярского районного суда Самарской области от 05 июля 2011 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК -10 в лице начальника учреждения ФИО1, ГУФСИН России по Самарской области в лице начальника ФИО2 по устранению нарушений уголовно - исполнительного законодательства в части материально - бытового и санитарно- гигиенического обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ИК -10, выразившееся в непринятии мер по оборудованию помещениями сушилки для одежды и обуви общежития отрядов осужденных №№ 1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15 и 16, помещениями гардеробных - общежития отрядов осужденных №№ 9 и 16, комнатой для хранения продуктов питания и приема пищи -общежитие отряда осужденных № 9.

Обязать администрацию ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области в лице начальника учреждения ФИО1, ГУФСИН России по Самарской области в лице начальника ФИО2 устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового и санитарно-гигиенического обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ИК -10, оборудовать помещениями сушилки для одежды и обуви общежития отрядов осужденных № № 1,4,5,6,7,9,10,11,13,14,15,16; помещениями гардеробных общежития отрядов осужденных № № 9,16; комнатой для хранения продуктов питания и приема пищи -общежитие отряда №9».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., объяснения представителя ГУФСИН России по Самарской области - Серовой Е.Р., действующей по доверенности, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Сирик Ю.В., полагающей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обращается в суд с иском к ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области, ГУФСИН России по Самарской области о признании незаконным бездействия по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства в части материально - бытового и санитарно - гигиенического обеспечения осужденных, и обязании устранить нарушения уголовно- исполнительного законодательства.

В обоснование указав, что истцом проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства по обеспечению прав осужденных на надлежащее материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение в ФБУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области, в результате которой установлено, что большинство выявленных ранее в ходе проверок нарушений в сфере обеспечения права осужденных на надлежащее материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение до настоящего времени не устранено, в результате чего создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и граждан, посещающих исправительную колонию.

Так же указав, что в нарушение требований ст. 99 УИК РФ и изданных во исполнение данной нормы приказов Минюста России № 259 от 30.12.05, ФСИН России № 512 от 27.07.06, регламентирующих материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, руководством ФБУ ИК-10 не были приняты меры по устранению нарушений.

Ссылаясь на то, что начальником ФБУ ИК-10, а также ГУФСИН России по Самарской области эффективных мер, направленных, на устранение вышеуказанных нарушений уголовно-исполнительного законодательства о материально-бытовом и санитарно-гигиеническом обеспечении осужденных длительное время не принято, вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены, что ставит под угрозу здоровье людей, прокурор по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях и обратился в суд, с данными исковыми требованиями, и просит суд признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК -10 в лице начальника учреждения ФИО1, ГУФСИН России по Самарской области в лице начальника ФИО2 по устранению нарушений уголовно - исполнительного законодательства в части материально - бытового и санитарно- гигиенического обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ИК -10, выразившееся в непринятии мер по оборудованию помещениями сушилки для одежды и обуви общежития отрядов осужденных №№ 1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15 и 16, помещениями гардеробных - общежития отрядов осужденных №№ 9 и 16, комнатой для хранения продуктов питания и приема пищи -общежитие отряда осужденных № 9.

Обязать администрацию ФБУ - ИК -10 ГУФСИН России по Самарской области в лице начальника учреждения ФИО1, ГУФСИН России по Самарской области в лице начальника ФИО2 устранить нарушения уголовно- исполнительного законодательства в части материально- бытового и санитарно- гигиенического обеспечения осужденных, содержащихся в ФБУ ИК -10, оборудовать помещениями сушилки для одежды и обуви общежития отрядов осужденных № № 1,4,5,6,7,9,10,11,13,14,15,16,; помещениями гардеробных общежития отрядов; осужденных № № 9,16; комнатой для хранения продуктов питания и приема пищи общежитие отряда №9.

Судом постановлено изложенное выше решение, в кассационных жалобах представитель ГУФСИН России по Самарской области и ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области просят отменить, ссылаясь на то, что оно является неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьями 99 и 101 УИК РФ предусмотрены нормы материально- бытового и медико- санитарного обеспечения осужденных.

Согласно ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны:

-обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;

-создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;

-обеспечивать охрану здоровья осужденных;

-осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В силу норм ст. ст. 7, 38 указанного Закона, территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также непосредственный контроль за их: деятельностью.

В соответствии с п. 10 «Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН России», утвержденного приказом Минюста России N 259 от 30.12.05, отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России.

Пунктом 14 Приложения № 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предусмотрено, что общежития отрядов учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы должны оборудоваться сушилками, оснащенными стеллажами для сушки одежды и обуви, гардеробными, оснащенными вешалками для одежды и стеллажами для обуви, а также кухнями и комнатами для хранения продуктов и приема пищи, оснащенными соответствующей мебелью и техникой.

Согласно приказу ФСИН России №219 от 12.04.2011г. «Об изменении типа Федеральных бюджетных учреждений подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области и утверждении уставов Федеральных казенных учреждений подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области» в ФБУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области изменен тип учреждение и название на ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области.

Из материалов дела следует, что за период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г. Самарской прокуратурой по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях проводились проверки соблюдения требований уголовно- исполнительного законодательства по обеспечению прав осужденных на надлежащее материально- бытовое и санитарно- гигиеническое обеспечение в ФБУ ИК -10 ГУФСИН России по Самарской области.

В ходе указанных проверок были выявлены нарушения, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Установлено, что должностные лица ФБУ ИК -10 и ГУФСИН России по Самарской области за допущенные нарушения были подвергнуты дисциплинарным взысканиям.

Проведенной истцом повторной проверкой в феврале ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что большинство нарушений в сфере обеспечения прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение и санитарно-гигиеническое обеспечение осужденных не устранено.

Из материалов дела следует, что в настоящее время не устранены нарушения в сфере обеспечения прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение и санитарно-гигиеническое обеспечение осужденных а именно: не оборудовано помещениями сушилки для одежды и обуви общежитие отрядов осужденных № № 1,4,5,6,7,9,10,11,13,14,15,16; помещениями гардеробных общежития отрядов осужденных № № 9,16; комнатой для хранения продуктов питания и приема пищи -общежитие отряда №9.

Установлено что ГУФСИН России по Самарской области осуществляет распределение финансовых ресурсов по конкретным подразделениям УИС области на очередной финансовый год для осуществления капитального и текущего ремонта, в связи с чем составляется соответствующая программа.

В соответствии с программами капитального и текущего ремонта объектов ГУФСИН России по Самарской области на средства, которые выделялись Управлением, в ИК -10 проводился лишь текущий ремонт зданий и сооружений.

Судом так же установлено, что на 2010 -2011гг. ИК -10 не включена в Программу капитального и текущего ремонта объектов ГУФСИН России по Самарской области.

В соответствии с п. 4.19 Положения о федеральном государственном учреждении «Исправительная колония №10 ГУФСИН России по Самарской области» -начальник учреждения обязан в установленном порядке распоряжаться финансовыми ресурсами, выделенными учреждению из федерального бюджета на содержание учреждения, его жилищного фонда и капитального строительства, а так же полученными от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности учреждения, и несет персональную ответственность за эффективность их использования.

При указанных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что отсутствием необходимого набора материально - бытовых помещений нарушаются права осужденных содержащихся в учреждении и обоснованно исковое заявление Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворил, признав незаконным бездействие администрации ФКУ ИК -10 ГУФСИН России по Самарской области, ГУФСИН России по Самарской области по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства в части материально - бытового и санитарно- гигиенического обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ИК -10, выразившееся в непринятии мер по оборудованию помещениями сушилки для одежды и обуви общежития отрядов осужденных №№ 1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15 и 16, помещениями гардеробных - общежития отрядов осужденных №№ 9 и 16, комнатой для хранения продуктов питания и приема пищи -общежитие отряда осужденных № 9.

Обязав ответчиков устранить выявленные нарушения уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового и санитарно-гигиенического обеспечения осужденных.

Доводы кассационной жалобы ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области о недостаточном финансировании учреждения, несостоятельны, поскольку неукоснительное исполнение норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, обеспечение надлежащих условий отбывания наказания в учреждения УИС, охраны здоровья осужденных являются одними из основных задач уголовно исполнительной системы в целом.

Доводы кассационной жалобы представителя ГУФСИН России по Самарской области о том, что УИС России в настоящее время переживает масштабное реформирование и Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 г. утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. №1772 юр, предусматривает реформирование системы учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы в период 2013-2016 г - перепрофилирование ИК -10 в колонию усиленного режима и в период 2013-2014г строительство дополнительного общежития на 45 мест, не могут служить основанием к отмене постановленного решения, поскольку указанные обстоятельства не освобождают от соблюдения норм действующего уголовно- исполнительного законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноярского районного суда Самарской области от 05 июля 2011г. оставить без изменения, кассационные жалобы представителя ГУФСИН России по Самарской области и ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи