Устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства



Картунова Л.К.

Гр.д. №33-8473

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15.08.2011года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе :

Председательствующего Филатовой Г.В.

Судей Подольской А.А., Пинчук С.В.

При секретаре Хоциной О.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации городского округа Самара на решение Советского районного суда г. Самары от 29 июня 2011 года, которым постановлено:

« Признать бездействие органа местного самоуправления - администрации городского округа Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ - незаконным.

Обязать администрацию городского округа Самара, МОУ СОШ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в помещении расположенном по адресу: <адрес> для чего выполнить организационно-хозяйственные мероприятия по:

- обеспечению соблюдения нормы площади в 2,5 кв. м. на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

- оборудованию в мед. блоке процедурного кабинета;

- доведению количества сан. - тех. приборов до соответствия требований п. 2.3.23. (не менее 1 унитаза на 20 девочек и не менее 1 унитаза, 0,5 лоткового писсуара на 30 мальчиков, не менее 1 умывальника на 30 человек), оборудовать комнату личной гигиены для девочек;

- установлению в помещениях начальных классов, учебных кабинетах, учительской умывальников;

- оборудованию в туалетных вытяжной вентиляции;

- обеспечению учебных помещений начальных классов холодным и горячим водоснабжением; кабинеты химии и физики;

- обеспечению в кабинете информатики стульев соответствующих требованиями;

- оборудованию двухсекционной ванны для мытья кухонной посуды».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., объяснения представителя администрации г.о. Самара – Парфеновой Ю.А., представителя департамента образования г.о. Самара Семенова А.В., действующих по доверенности, поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Сирик Ю.В., полагающей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара и Муниципальному образовательному учреждению СОШ 114 о признании

незаконным бездействия администрации г.о.Самара по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ г.о. Самара.

В указанном учреждении выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, о чем свидетельствует предписание от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области.

В соответствии со ст.41 Конституцией РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.

Статьей 5 Закона РФ «Об образовании» (далее - Закон) установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Согласно ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 18 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образовательного образования на территории муниципального района.

Статья 51 Федерального закона «Об образовании» устанавливает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской

Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области, к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль за исполнением данного бюджета.

Кроме того, согласно ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 2.1. Устава образовательного учреждения (далее - устав), учредителем МОУ СОШ является администрация городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом администрации городского округа Самара.

В соответствии с п. 6.2 Устава МОУ СОШ источниками формирования финансовых ресурсов учреждения является бюджетные средства.

Устранить имеющиеся нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства самостоятельно МОУ СОШ не может, ввиду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми дошкольное образовательное учреждение не располагает. Администрация городского округа Самара в лице департамента управления имуществом администрации г.о. Самара, являющимися учредителями образовательного учреждения не выделяет достаточных средств на устранение нарушений.

В помещении МОУ СОШ расположенном по адресу: <адрес> имеются следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:

- количество учащихся во 2а, 26, За, 4а, 46, 7а, 10 классах не доведены до соответствия требований - не более 25 человек (п. 2.3.1. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»);

- не обеспечено соблюдение нормы площади в 2,5 кв. м. на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий (п. 2.3.11. СанПиН 2.4.2.1178-02);

- не оборудован в мед. блоке процедурный кабинет (п. 2.3.22. СанПиН 2.4.2.1178-02);

- не доведено количество сан. - тех. приборов до соответствия требований п. 2.3.23. (не менее 1 унитаза на 20 девочек и не менее 1 унитаза, 0,5 лоткового писсуара на 30 мальчиков, не менее 1 умывальника на 30 человек), оборудовать комнату личной гигиены для девочек (п. 2.3.23. СанПиН 2.4.2.1178-02);

- обеспечению соблюдения нормы площади в 2,5 кв. м. на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

- не оборудован в мед. блоке процедурный кабинет;

- не доведено количество сан. - тех. приборов до соответствия требований п. 2.3.23. (не менее 1 унитаза на 20 девочек и не менее 1 унитаза, 0,5 лоткового писсуара на 30 мальчиков, не менее 1 умывальника на 30 человек), оборудовать комнату личной гигиены для девочек;

не установлены в помещениях начальных классов, учебных кабинетах, учительской умывальников;

- не оборудованы в туалетных вытяжной вентиляции;

- не обеспечены учебные помещения начальных классов холодным и горячим водоснабжением; кабинеты химии и физики;

- не обеспечен кабинет информатики стульями соответствующих требований;

- не оборудована двухсекционная ванная для мытья кухонной посуды;

Неисполнение администрацией г.о. Самара возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по обеспечению соответствия здания требованиям санитарно-эпидемиологическому законодательству, как на орган местного самоуправления, является недопустимым.

Бездействием администрации г.о. Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.

Администрацией г.о. Самара также нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц пребывающих в учреждении, а именно: детей, работников учреждения, иных лиц, которые вправе посетить данное учреждение, находиться в помещениях указанного учреждения в связи с исполнением служебных обязанностей.

Кроме того, отсутствие у МОУ СОШ положительного заключения управления Роспотребнадзора по Самарской области является единственной причиной не получения лицензии на ведение медицинской деятельности, что также является не допустимым.

Судом постановлено изложенное выше решение, которое Администрация г.о. Самара в кассационной жалобе просит отменить, ссылаясь на то, что оно является неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что в ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ г.о. Самара, о чем свидетельствует предписание от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области.

В соответствии со ст.41 Конституцией РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.

Статьей 5 Закона РФ «Об образовании» (далее - Закон) установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Согласно ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Неисполнение администрацией г.о. Самара возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по обеспечению соответствия здания требованиям санитарно-эпидемиологическому законодательству, как на орган местного самоуправления, является нарушением.

Бездействием администрации г.о. Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.

Администрацией г.о. Самара также нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц пребывающих в учреждении, а именно: детей, работников учреждения, иных лиц, которые вправе посетить данное учреждение, находиться в помещениях указанного учреждения в связи с исполнением служебных обязанностей.

Кроме того, отсутствие у МОУ СОШ положительного заключения управления Роспотребнадзора по Самарской области является единственной причиной не получения лицензии на ведение медицинской деятельности, что также является нарушением.

В связи с изложенным, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора Советского района г. Самара в полном объеме.

Признал бездействие органа местного самоуправления - администрации городского округа Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ - незаконным.

Обязал администрацию г.о. Самара, МОУ СОШ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в помещении расположенном по адресу: <адрес> для чего выполнить организационно-хозяйственные мероприятия по:

- обеспечению соблюдения нормы площади в 2,5 кв. м. на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

- оборудованию в мед. блоке процедурного кабинета;

- доведению количества сан. - тех. приборов до соответствия требований п. 2.3.23. (не менее 1 унитаза на 20 девочек и не менее 1 унитаза, 0,5 лоткового писсуара на 30 мальчиков, не менее 1 умывальника на 30 человек), оборудовать комнату личной гигиены для девочек;

- установлению в помещениях начальных классов, учебных кабинетах, учительской умывальников;

- оборудованию в туалетных вытяжной вентиляции;

- обеспечению учебных помещений начальных классов холодным и горячим водоснабжением; кабинеты химии и физики;

- обеспечению в кабинете информатики стульев соответствующих требованиями;

- оборудованию двухсекционной ванны для мытья кухонной посуды.

Доводы кассационной жалобы администрации о незаконности и необоснованности вынесенного решения, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчик осуществляет функции собственника имущества, в связи с чем суд обоснованно возложил на него обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Судом первой инстанции все обстоятельства дела были исследованы полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Советского районного суда от 29.06.2011года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.о. Самары без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи