15 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего – Филатовой Г.А. Судей: Подольской А.А., Салдушкиной С.А. При секретаре: Хоциной О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО «ПТС-Сервис» на решение Советского районного суда г. Самары от 5 июля 2011 г., которым постановлено: «Иск Ламайкиной Т.Н. удовлетворить частично. Взыскать с ЗАО «ПТС-Сервис» в пользу Ламайкиной ФИО11 компенсацию морального вреда в сумме 400 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 1000 рублей. Обязать ЗАО «ПТС-Сервис» произвести перерасчет платы за оказанные коммунальные услуги по обеспечению холодным и горячим водоснабжением ж Ламайкиной ФИО12 за период с 28 марта 2011 года по 05 июля 2011 года. В остальной части иска отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., Доводы в поддержание кассационной жалобы представителя ЗАО «ПТС-Сервис» НиколаевойК.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Ламайкина Т.Н. обратилась в суд с иском к ЗАО «ПТС-Сервис» о нарушении прав потребителей в сфере ЖКХ и компенсации морального вреда. В обоснование заявления истица указала, что является жильцом дома, расположенного по адресу: <адрес>. Управляющей организацией данного дома является ЗАО «ПТС-Сервис». 28.03.2011 г. она обратилась с заявлением к начальнику ЖЭУ-9 ЗАО «ПТС-Сервис» о составлении акта о некачественной горячей и холодной воде в точке забора дома, в котором она проживает. Ламайкина Т.Н. просила выдать данный акт и произвести перерасчет платежей, поскольку с ноября 2007 года давление холодной воды ниже нормы, а горячей воды – выше нормы, в связи с чем, крайне слабый напор холодной воды, а горячая вода днем и ночью сильно шумит. В выдаче данного акта ей было отказано, что истица считает незаконным, нарушающим ее законные права и интересы. Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства Ламайкина Т.Н. просила суд взыскать с ответчика моральный вред в размере 2 000 руб. за отказ от составления актов о некачественной горячей и холодной воде в точке разбора <адрес> за март 2011 г.; обязать ответчика сделать перерасчет стоимости горячей и холодной воды за период с 28.03.11 г. по день вынесения судебного решения, а также взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб. за оказание юридических услуг. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе представитель ЗАО «ПТС-Сервис» - Серпокрылов И.М. просит решение отменить, поскольку считает его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требования- в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его надлежащим образом, несет ответственность при наличии вины(умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Из материалов дела следует, что Ламайкина Т.Н. является собственником 1/3 доли (общая долевая собственность) квартиры <адрес>. Согласно п. 65 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», сообщение о непредоставлении коммунальных услуг надлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшим заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. В силу п. 66 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащегс качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Согласно п.67 указанного Постановления, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). В соответствии с п.68 Постановления, если потребитель (или его представитель) исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной. инспекции и представителем общественного объединения потребителей. Согласно п. 70 Постановления, датой начала непредоставления коммунальна услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считаете • а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунал-услуг ненадлежащего качества; б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета. Установлено, что 28.03.2011 г. истица совместно с другими жильцами жилого дома <адрес> обратилась с коллективным заявлением к ЗАО «ПТС-Сервис», одним из пунктов которого являлась просьба о том, чтобы в 2011 году каждый месяц еженедельно с участием жильцов дома составлять акты о качестве горячей и холодной воды в точке разбора их дома (и выдавать им эти акты), поскольку с ноября 2007 г. по день подачи данного заявления давление холодной воды ниже нормы, а у горячей воды выше нормы. Факт обращения истицы к ответчику подтверждается видеозаписью на CD-диске, которая обозревалась в судебном заседании суда первой инстанции и не оспаривается представителем ответчика. Из данной видеозаписи следует, что 28.03.2011 г. представитель истицы Прохоров А.А., действующий на основании доверенности, по телефону обратился к начальнику ЖЭУ № 9 Перепечкиной М.Ю. с просьбой о составлении актов о некачественной горячей и холодной воде в точке разбора <адрес>, просил выдать эти акты, сделать перерасчет, поскольку с ноября 2007 г. по настоящий день давление холодной воды ниже нормы, а у горячей воды выше нормы. В ответ на данное устное обращение начальник ЖЭУ № 9 Перепечкина М.Ю. пояснила, что на адрес <адрес> была направлена комиссия для замера давления горячей и холодной воды. Между тем, судом установлено, что комиссия Самарского филиала ЗАО «ПТС-Сервис» ЖЭУ №9 после данного обращения к истице не явилась. Лишь спустя некоторое время: 05.07.2007 г. комиссией Самарского филиала ЗАО «ПТС-Сервис» ЖЭУ №9 был составлен акт о том, что по адресу: <адрес>, на пятом этаже в кв. <адрес>, в точке водозабора произведен замер давления горячей и холодной воды, давление горячей и холодной воды находится в пределах нормы. Таким образом, нарушение ответчика, заключающееся в предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, было устранено лишь в ходе судебного разбирательства. Кроме того, факт обращения истца к ответчику с просьбой о замере давления горячей и холодной воды в точке разбора ее дома подтверждается неоднократными письменными обращениями истицы в адрес начальника ЖЭУ № 9: заявлением от 28.09.2009 г. (принято 28.09.2009 г.); заявлением от 09.10.2009 г. (принято 09.11.2009 г.); заявлением от 07.12.2009 г.; (принято 07.12.2009 г.); заявлением от, 25.01.2010 г. (принято 26.01.2010 г.); заявлением от 06.12.2010 г. (принято 07.12.2010 г.); заявлением от 21.02.11 г. (принято 21.02.11 г.). Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что требования ЛамайкинойТ.Н. о компенсации морального вреда за отказ от составления актов о некачественной горячей и холодной воде в точке разбора <адрес>, в котором она проживает, за март 2011 г.; обязании ответчика сделать перерасчет стоимости горячей и холодной воды за период с 28.03.11 г. по день вынесения судебного решения подлежат удовлетворению. Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает компенсацию морального вреда, если нарушенное право потребителя нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. В соответствии с п.2 ст.1101 ПК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, при определении размера компенсации морального вреда, с учетом принципа разумности и справедливости, длительности периода, в течение которого нарушались права Ламайкиной Т.Н. и их индивидуальных особенностей, суд обоснованно удовлетворил частично требования истца о компенсации морального вреда - в размере 400 руб. Поскольку пунктом 71 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, суд обоснованно счел правомерными требования истца о перерасчете платы за оказанные коммунальные услуги по обеспечению холодным водоснабжением с 28.03.2011 г. по день вынесения решения. На основании ст. 100 ГПК РФ, принимая во внимание степень сложности дела, судом правомерно частично взысканы с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 1000 руб. Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что истица, обратившись в ЗАО «ПТС-Сервис» с письменным заявлением от 28.03.2011 г. отказалась предоставить доступ в свою квартиру, являются голословными, поскольку достоверными доказательствами не подтверждены. Ссылка в жалобе на то, что судом первой инстанции не был установлен период времени, на протяжении которого предоставлялись услуги ненадлежащего качества, несостоятельна. В ходе разрешения возникшего спора судом был установлен факт оказания ответчиком услуг ненадлежащего качества с момента первоначального обращения истца с заявлением к начальнику ЖЭУ-9 ЗАО «ПТС-Сервис» то есть 28.03.2011 г. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Советского районного суда г. Самары от 5 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: