Судья Жироухов В.Е. гр. дело №33-8049 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 24 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Елистратовой Е.В., судей Минеевой О.Г., Марушко Л.А., при секретаре Мучкаевой Н.П. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального района Волжский Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 29 июня 2011 года, которым постановлено: «Заявление Горохова А.А. удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района Волжский Самарской области включить Горохова А.А. и членов его семьи в сводные списки вынужденных переселенцев на получение жилищного сертификата с 25.09.1996г., т.е. с первоначальной даты принятия на жилищный учет». Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителей администрации муниципального района Волжский Самарской области – Юдичевой Е.А. и Вищуновой И.Н. (по доверенностям), в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на доводы жалобы Горохова А.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Горохов А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления о включении в сводные списки на получение жилищного сертификата. В обоснование своих требований указал, что 05.04.96 ему был предоставлен статус вынужденного переселенца. Администрацией г. Жигулевска 25.09.96 Горохов А.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как вынужденный переселенец. Решением миграционной службы 25.09.96 он был включен в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2005 г. он переехал на постоянное место жительства в <адрес>. В общие списки нуждающихся в предоставлении жилья по муниципальному району Волжский Самарской области Горохов А.А. был включен только 03.05.06. В сводные списки вынужденных переселенцев, изъявивших желание получить жилищный сертификат, заявителя включили лишь в 2009 году, но его очередность в них была определена не с 25.09.96 (дата первоначальной постановки на учет как вынужденного переселенца, нуждающегося в улучшении жилищных условий), а с даты включения в списки нуждающихся в предоставлении жилья по муниципальному району Волжский, т.е. с 03.05.06. Администрация муниципального района Волжский Самарской области письмом за подписью зам. главы района ФИО1 от 11.11.2010 г. №№ отказала в просьбе заявителя о включении его в сводные списки вынужденных переселенцев на получение жилищного сертификата с 25.09.96. Считая, что действия администрации муниципального района Волжский Самарской области, выразившиеся в отказе во включении заявителя в сводные списки вынужденных переселенцев на получение жилищного сертификата с 25.09.96 являются незаконными, нарушающими право заявителя на предоставление жилья, Горохов А.А. просил суд обязать администрацию муниципального района Волжский Самарской области включить его и членов его семьи в сводные списки вынужденных переселенцев на получение жилищного сертификата с 25.09.96 - с даты первоначального принятия на жилищный учет. Определением суда от 18.05.11 к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство экономического развития Самарской области. Судом было постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе представитель администрации муниципального района Волжский Самарской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец вправе самостоятельно выбрать место жительства. Согласно п.2 ч.1 ст.7 вышеуказанного закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления включают вынужденного переселенца в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности. Согласно п. 4 ч. 1 данной статьи, указанные органы предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты предоставляются за счет федерального бюджета. В соответствии с пп. «б» п. 3 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8.11.00 №845: органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания. В соответствии с приказом Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 10.04.01 №31 «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев», изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 01.11.00 №845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ» вынужденные переселенцы, состоявшие на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно, включались в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет (п. 3.4). В соответствии с п.37 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.00 №845, органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье). В соответствии п.п. «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.06 №153 право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Согласно п.24 вышеуказанных правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Согласно п. 26 Правил: сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил (вынужденных переселенцев), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы. В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 21.03.06 №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы: формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.01 №675 является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Из материалов дела следует, что решением Миграционной службы Самарской области от 06.04.96 Горохов А.А. признан вынужденным переселенцем, что подтверждается копией удостоверения вынужденного переселенца (л.д.8). 25.09.96 Горохов А.А. решением комиссии миграционной службы был включен в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается письмом УФМС по Самарской области от 01.06.10 №№з (л.д.7). В соответствии со справкой УФМС по Самарской области от 13.05.11 №№ вынужденный переселенец Горохов А.А. по состоянию на 2011 год числился в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 25.09.96 (л.д.11). Согласно справке жилищно-коммунального отдела администрации г. Жигулевска Горохов А.А. состоял на учете на получение жилья в списках администрации г. Жигулевска, как вынужденный переселенец за №№ с 25.09.96. Распоряжением мэра г. Жигулевска от 14.06.05 №№ Горохов А.А. был исключен из списков очередности в связи с выездом в другое муниципальное образование. В соответствии с Постановлением администрации муниципального района Волжский от 03.05.06 №№ Горохов А.А. был признан малоимущим и включен в списки нуждающихся в предоставлении жилья по договору найма. Судом было установлено, что Горохов А.А. обратился с заявлением на имя Главы муниципального района Волжский о включении в состав участников подпрограммы 06.12.06. Как следует из сводного списка граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий-граждан, установленных федеральным законодательством» на 2008, 2009, 2010, 2011 годы, Горохов А.А. указан состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 03.05.06. Проанализировав вышеназванные нормы права и оценив в совокупности все обстоятельства дела, учитывая, что Горохов А.А. состоял на учете как нуждающийся в предоставлении жилья вынужденный переселенец в администрации г. Жигулевска и в сводном списке вынужденных переселенцев миграционной службы с 25.09.96, суд пришел к правильному выводу о том, что право на получение Гороховым А.А. жилья возникло с данной даты, независимо от срока проживания в конкретной местности. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявление Горохова А.А., обязав администрацию муниципального района Волжский Самарской области включить его с членами семьи в сводные списки вынужденных переселенцев на получение жилищного сертификата с 25.09.96, т.е. с первоначальной даты принятия на жилищный учет. Доводы кассационной жалобы представителя администрации муниципального района Волжский Самарской области, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при решении дела, ошибочны и не могут служить поводом для его отмены. Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о нарушениях судом норм материального или процессуального права, она подлежит оставлению без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Волжского районного суда Самарской области от 29.06.11 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: