Судья: Саломатин А.А. Гр.д. № 33-8688 22 августа 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Филатовой Г.В. судей: Салдушкиной С.А. Подольской А.А. при секретаре: Хоциной О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ДУИ г.о. Самара на решение Самарского районного суда г. Самары от 28 июня 2011 года, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Афонину О.А., Афониной Г.Ш., Афониной Д.О., Киреевой А.В., Кирееву В.В., Якуниной А.Н., Немковой К.В. об обязывании совершения действий отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., возражения на кассационную жалобу Якуниной А.Н., Киреева В.В., Афониной Г.Ш., Афониной Д.О., Афонина О.А., представителя ответчицы Немковой К.В. по доверенности Медведевой Г.Н. судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: ДУИ г.о. Самара обратился в суд с иском к ответчикам об обязывании зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок и произвести оценку рыночной стоимости занимаемого жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности земельного участка. В обоснование заявленных требований указал, что Афонин О.А, Афонина Г.Ш., Афонина Д.О. являются собственниками квартиры № жилой площадью 26,90 кв.м.; Киреева А.В., Киреев В.В., Якунина А.Н. являются собственниками квартиры №, жилой площадью 25,80 кв.м.; Немкова К.В. является собственником квартиры №, площадью 46,00 кв.м., в доме № по <адрес>. Распоряжением Главы городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный жилой дом включен в областную адресную программу «Государственная поддержка проведен мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2009-2011г утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008г. № 254. В целях реализации вышеуказанной программы, было предложено заключить договор мены, согласно которым предоставляются взамен принадлежащего жилого помещения иное жилье, так Афониным предложена квартира № общей площадью 32,70 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Киреевым предложена квартира №, обшей площадью 32,70 кв.м, расположенная адресу: <адрес>. Якуниной А.Н. предложена квартира №, общей площадью 38,70 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Немковой К.В. предложена квартира №, общей площадью 59,90 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Однако, ответчики от предложенного жилья отказались. Кроме того, собственниками жилых помещений дома № по <адрес> не зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок, занимаемый домом. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ДУИ г.о. Самара просил суд обязать каждого из ответчиков зарегистрировать свое право в общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом № по <адрес>, а также обязать ответчиков произвести оценку рыночной стоимости своей доли жилого помещения. Судом постановлено вышеизложенное решение. В кассационной жалобе представитель ДУИ г.о. Самара просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Из материалов дела следует, что Афонин О.А, Афонина Г.Ш., Афонина Д.О. являются собственниками квартиры №, жилой площадью 26,90 кв.м.; Киреева А.В., Киреев В.В., Якунина А.Н. являются собственниками квартиры № жилой площадью 25,80 кв.м.; Немкова К.В. является собственником квартиры №, площадью 46,00 кв.м., в доме № по <адрес>. Распоряжением Главы городского округа Самара № ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п. 3 названного постановления собственникам жилых помещений в многоквартирном доме предписано осуществить снос дома до конца 2011 года. Указанный жилой дом также включен в областную адресную программу «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого помещения на территории Самарской области» на 2009-2011 г.г., утвержденную Постановлением Правительства Самарской области 20.06.2008г. № 254. Согласно ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. (ч. 1). Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи. Применительно к собственникам аварийных жилых помещений порядок предоставления жилых помещений для переселения граждан из аварийных жилых домов, предусматривает два способа обеспечения жилищных прав: жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п.1). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (п. 8). Судом установлено, что в целях реализации вышеуказанной программы, было предложено заключить договоры мены, согласно которым ответчикам взамен принадлежащего жилого помещения предоставляется иное жилье, так Афониным предложена квартира №, общей площадью 32,70 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Киреевым предложена квартира №, обшей площадью 32,70 кв.м, расположенная адресу: <адрес>. Якуниной А.Н. предложена квартира №, общей площадью 38,70 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Немковой К.В. предложена квартира №, общей площадью 59,90 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> Однако ответчики отказалась заключать договоры мены. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (ст.ст. 279 - 283 ГК РФ, ст.ст. 9 - 11, 49, 55, 61, 63 ЗК РФ). На основании положений п. 3 ст. 55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством. Согласно ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Согласно положениям ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Из смысла названной нормы следует, что обязательство по выплате выкупной цены за имущество, изымаемое у собственника для государственных и муниципальных нужд, возложено законом на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в зависимости от того, для чьих нужд изымается имущество. Таким образом, законодатель установил определенный порядок выкупа жилых помещений с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании ответчиков зарегистрировать право общей долевой собственна земельный участок, суд обоснованно исходил из того, что действующим гражданским законодательством не предусмотрена обязанность граждан приобретать в собственность то имущество, на получение которого отсутствует их прямое волеизъявление, то есть ни одно лицо не может понуждаться к приобретению в собственность какого-либо имущества, в том числе земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных законом. Так, общие основания возникновения права собственности, в том числе на объекты недвижимого имущества предусмотрены положениями ст.ст. 218-222 ГК РФ. Согласно ч. 2 ст. 5.1 Закона Самарской области «О земле» распоряжение земельными участками на территории городского округа Самара Правительством Самарской области либо уполномоченным им органом исполнительной власти, в компетенцию которых входит предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории городского округа Самара. Как установлено в судебном заседании, соответствующее решение органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении ответчикам на каком-либо праве земельного участка не принималось. Кроме того, в настоящее время земельный участок под домом, на котором расположено жилые помещения ответчиков, фактически не сформирован, его границы на местности не определены и земельный участок на государственный кадастровый учет не поставлен, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании. При этом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, такой как, принятие органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом. В судебном заседании не отрицалось представителем истца, что решение органа местного самоуправления об изъятии спорного земельного участка для При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом споре отсутствует его предмет, поскольку фактически истцом заявлены требования в отношении несуществующего объекта недвижимого имущества. Вместе с тем, суд также обоснованно отказал в удовлетворении требований о понуждении ответчиков к производству оценки рыночной стоимости жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на спорные жилые помещения и земельный участок, поскольку спорный земельный участок как объект гражданско-правовых отношений не существует, в связи с чем, невозможно провести оценку его рыночной стоимости, а положениями ЖК РФ не установлена обязанность собственников по проведению оценки рыночной стоимости выкупаемого помещения. Доводы кассационной жалобы о том, что орган местного самоуправления не в состоянии единолично осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет, поскольку является собственником не всех жилых помещений, не могут быть приняты во внимание. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Согласно ст. 35 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" проведение кадастровых работ по подготовке документов, необходимых для кадастрового учета, осуществляется на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ, заключаемого между заказчиком и исполнителем. Заказчиком кадастровых работ могут выступать как собственники помещений в многоквартирном доме, так и органы государственной власти и органы местного самоуправления. Довод о том, что проведение рыночной оценки относится к исключительной компетенции собственника жилого помещения, несостоятельны. Выкупная цена жилого помещения, как и земельного участка, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена независимым оценщиком по правилам ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В указанных случаях использование услуг независимого оценщика является обязательным в силу императивного требования ст. 8 этого Федерального закона. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Самарского районного суда г. Самары от 28 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ДУИ г.о. Самара без удовлетворения. Председательствующий: Судьи:
муниципальных нужд не принято.