Судья: Вельмина И.Н. № 33-8837 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 24 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего Елистратовой Е.В. Судей Минеевой О.Г., Марушко Л.А. При секретаре Мучкаевой Н.П. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Самара на решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 08.06.2011 г., которым постановлено: «Обязать МДОУ детсад №279, Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара, Департамент образования администрации г.о.Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения, расположенного в <адрес> в соответствие с действующим законодательством, а именно не допускать применения материалов для отделки пола на путях эвакуации здания детского сада (коридор 1-го, 2-го этажа) с высокой пожарной опасностью; выполнить отделку стен во всех помещениях дошкольного учреждения из негорючих и трудно горючих материалов». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя администрации г.о. Самара Парфеновой Ю.А., представителя Департамента образования администрации г. о. Самара Мироненковой Л.В. в поддержание кассационной жалобы, заключение прокурора Гуляевой Е.С. полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Железнодорожного района г.Самары обратился в суд с исковым заявлением к МДОУ детский сад №279, Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Департаменту образования г.о.Самара о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противопожарной безопасности. В заявлении указал, что прокуратурой Железнодорожного района г.Самары в связи с поручением прокуратуры Самарской области проверено соблюдение МДОУ детсад №279 законодательства об образовании. Проверкой в МДОУ детсад №279 выявлены нарушения требований Конституции РФ, ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №. Наличие выявленных нарушений противопожарного законодательства в здании МДОУ детсад №279 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания так и для находящихся в нем воспитанников, воспитателей, лиц случайно оказавшихся в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, а также поблизости. Выявленные в МДОУ детсад №279 нарушения законодательства допускаются продолжительное время. Администрация г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара не осуществляют финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований противопожарного законодательства РФ. При этом, без привлечения дополнительных средств МДОУ детсад №279 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия. Учитывая изложенное, впоследствии уточнив свои требования, прокурор просил обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №279 г.о.Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством: не допускать применение материалов для отделки пола на путях эвакуации здания детского сада (коридор 1-го, 2-го этажа) с высокой пожарной опасностью; выполнить отделку стен во всех помещениях дошкольного учреждения из негорючих и трудно горючих материалов. Судом постановлено вышеизложенное решение. В кассационной жалобе администрация г.о. Самара просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным. Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит законных оснований для отмены решения суда. Согласно ст.38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов государственной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со ст.51 Закона РФ от 10.07.1992г. «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий. Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Железнодорожного района г. Самары в связи с поручением прокуратуры Самарской области проверено соблюдение МДОУ детсад №279 законодательства об образовании. Судом установлено, что проведенной проверкой в МДОУ детсад №279 выявлены нарушения требований Конституции РФ, ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № которые заключаются в следующем: допускается применение материалов для отделки пола на путях эвакуации здания детского сада (коридор 1-го, 2-го этажа) с высокой пожарной опасностью (нарушение СНиП 21-01-97* п.6.25*); не выполнена отделка стен во всех помещениях дошкольного учреждения из негорючих и трудно горючих материалов (нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.08.02-89 п. 1.88). Также установлено, что наличие выявленных нарушений противопожарного законодательства не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем воспитанников, воспитателей, лиц, случайно оказавшихся в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, а также поблизости. Между тем, как установлено судом, детский сад является бюджетным учреждением, финансируется по смете доходов и расходов поэтому может выполнить только те мероприятия, которые предусмотрены сметой и соответствующим образом профинансированы. В соответствии со ст.66 Устава г.о.Самара к компетенции Администрации г.о.Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета г.о.Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о.Самара на текущий финансовый год. Составление бюджета осуществляется с учетом заявок получателей бюджетных средств. В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о.Самара -Департамент образования администрации г.о.Самара является отраслевым функциональным органом Администрации г.о.Самара прогнозирующий потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений. Проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, а также учитывая, что выявленные нарушения посягают на права неограниченного круга лиц (обучающихся в данном образовательном учреждении и их родителей (иных законных представителей), воспитателей, лиц, случайно оказавшихся в здании детского сада) на охрану здоровья, гарантированные ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, суд обоснованно обязал МДОУ детсад №279, Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара, Департамент образования администрации г.о.Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения, расположенного в <адрес> в соответствие с действующим законодательством, а именно не допускать применения материалов для отделки пола на путях эвакуации здания детского сада (коридор 1-го, 2-го этажа) с высокой пожарной опасностью; выполнить отделку стен во всех помещениях дошкольного учреждения из негорючих и трудно горючих материалов. Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 08.06.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.о. Самара - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: