Судья: Колесникова Л.Ю. гр. дело № 33-8842/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 24 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего – Шуликиной С.М., Судей – Шабаевой Е.И., Пискуновой М.В., При секретаре – Тимагине Е.А., с участием прокурора Гуляевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 08 июня 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Самары удовлетворить. Обязать ГУ СО «Самарский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий», Правительство Самарской области, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области провести необходимые организационные мероприятия по устранению выявленных мероприятий и приведению состояния учреждения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством, а именно: выполнить расчет категорий для складских помещений, архивов; оборудовать чердачное помещение пожарными извещателями системы автоматической установки пожарной сигнализации. Исполнение данного решения суда отсрочить до 31 декабря 2011 года.». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шабаевой Е.И., объяснения представителя Министерства имущественных отношений Самарской области – Зубовой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Железнодорожного района г. Самара, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному учреждению Самарской области «Самарский социальный приют для лиц без определённого места жительства и занятий», Правительству Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области и Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности. В обосновании своих требований указал, что прокуратурой Железнодорожного района г. Самара совместно с ОГПН Железнодорожного района г. Самара была проведена проверка соблюдения ГУ СО «Самарский социальный приют для лиц без определённого места жительства и занятий» противопожарного законодательства в помещении, занимаемым указанным учреждением, и расположенным на территории <адрес>. В ходе данной проверки было установлено, что государственным учреждением не соблюдаются требования пожарной безопасности. В соответствии с актами № от 08.12.2010г., № от 28.02.2011г. внеплановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объектах контроля ОГПН Железнодорожного района г. Самара, выданы предписания №, № об устранении выявленных нарушений со сроком устранения 25.03.2011 года. К моменту направления искового заявления в районный суд 14 требований, содержащиеся в предписании, ответчиком исполнены, 2 требования до настоящего времени не устранены. Прокурор считает, что сложившееся положение создаёт для лиц, пребывающих в помещении учреждения, опасные условия нахождения, так как в установленные сроки до 25.03.2011 года выявленные нарушения не устранены, что в свою очередь не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности, как для самого здания, так и для находящихся в нем лиц, работников. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства с учетом уточненных исковых требований прокурор просил суд обязать ГУ СО «Самарский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий», Правительство Самарской области, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области провести необходимые организационные мероприятия по устранению выявленных мероприятий и приведению состояния учреждения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством: выполнить расчет категорий для складских помещений, архивов; оборудовать чердачное помещение пожарными извещателями системы автоматической установки пожарной сигнализации. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда отменить, считают его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение по существу правильным и не находит оснований к отмене данного решения. Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О пожарной безопасности» РФ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пунктом 1 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Статьей 1 вышеуказанного закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Согласно Уставу ГУ СО «Самарский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий» является государственным, бюджетным учреждением социального обслуживания и предназначено для временного проживания лиц без определенного места жительства и занятий (в первую очередь для лиц пожилого возраста и инвалидов), лиц, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы и временно не имеющих места жительства, иных лиц попавших в трудную жизненную ситуацию, беженцев, пострадавших от стихийных бедствий и техногенных катастроф и нуждающихся в социальных услугах. В соответствии со ст.86 Устава Самарской области Правительство Самарской области управляет и распоряжается собственностью Самарской области в соответствии с законами Самарской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Самарской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п.п. 1.1., 2.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 04.03.2009 года №59, Министерство здравоохранения и социального развития является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, социальной защиты населения и демографического развития региона, руководство системой здравоохранения и социальной защиты области в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь, социальное обеспечение, государственную защиту семьи и детства на территории Самарской области. Финансирует в пределах утвержденных бюджетных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета на здравоохранение, социальную защиту населения, охрану семьи и детства, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств. Организует материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения Самарской области. Согласно п.2.2. Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области №79 от 20.06.2007 года, Министерство имущественных отношений выступает учредителем государственных унитарных (казенных) предприятий Самарской области, соучредителем учреждений Самарской области в соответствии с действующим законодательством, утверждает уставы, вносит в них изменения, в том числе утверждает уставы в новой редакции. Обеспечивает в соответствии с действующим законодательством осуществление капитального ремонта объектов недвижимого имущества Самарской области, закрепленных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственным унитарным предприятиями и учреждениями Самарской области. В силу ст.ст. 37, 38 ФЗ «О пожарной безопасности», организации, учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Из материалов дела следует, что прокуратурой Железнодорожного района г. Самара совместно с ОГПН Железнодорожного района г. Самара была проведена проверка соблюдения ГУ СО «Самарский социальный приют для лиц без определённого места жительства и занятий» противопожарного законодательства в помещении, занимаемым указанным учреждением, и расположенным на территории <адрес>. В ходе данной проверки было установлено, что государственным учреждением не соблюдаются требования пожарной безопасности. Судом установлено, что в ходе проверки было определено, что государственным учреждением не соблюдаются требования пожарной безопасности, и согласно актов №, № проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 08.12.2010г., от 28.02.2011г. проведенной ОГПН Железнодорожного района г. Самара, в указанном выше помещение выявлены следующие нарушения: не выполнена система дымоудаления из подсобных помещений, не имеющих оконных проемов (ППБ 01-03 п.3, СНиП 41-01-2003 п.8.2); воздуховод системы ДУ-1 на улице выполнен без нормируемого предела огнестойкости (СП.7 13130.2009 п.7.10, ППБ 01-03 п.3); скорость выброса на фасад; менее 20 м\с (СП.7.13130.2009 п.7.10, ППБ 01-03 п.3); не предусмотрена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны (ППБ 01-03 п.39); не осуществляется эксплуатация электрических сетей в подвале (коридоре) в прачечной в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (ППБ 01-03 п.57, ПУЭ изд.6 разд.2 п.2.1.21); не убраны из помещения прачечной в подвале посторонние предметы (ППБ 01-03 п.40); монтаж системы АПС и СОУЭ не соответствует проектной документации ФСБ.2006.12.059 (ППБ 01-03 п.98); не выполнен расчет категории для складских помещений, архивов (ППБ 01-03 п.33); не выполнено аварийное освещение в коридорах, лестничных клетках в которых максимальное количество эвакуирующихся людей превышает 50 человек (СНиП 23-05-95 п.7.26); монтаж линий связи между приборами СОУЭ имеют участки незащищенные негорючими материалами (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п.3.9); кабельные линии шлейфов пожарной сигнализации над амстронгом находятся в незакрепленном состоянии (ППБ 01-03 п.3, СНиП 3.05.06-85); в чердачном помещении отсутствуют пожарные извещатели системы автоматической установки пожарной сигнализации (ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 п.п.4); имеются участки параллельной прокладки шлейфов АПС с линиями напряжением 220В (НПБ 88-2001 п. 12.66); в помещении поста охраны в месте установки приемно-контрольных приборов (ведущее круглосуточное дежурство персонала) отсутствует аварийное освещение (ППБ 01-03 п.3, НПБ 88-2001); проход проводов и кабелей системы автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнен без отрезков труб, короба, проема (ПУЭ разд.2 изд.6 п.2.1.58). В соответствии с проведенной внеплановой проверкой соблюдения требований пожарной безопасности на объектах контроля ОГПН Железнодорожного района г. Самара 08.12.2010г. и 28.02.2011г. выданы предписания № № об устранении выявленных нарушений со сроком устранения «25» марта 2011 года. Из материалов дела усматривается, что 14 требований, содержащихся в предписании, ответчиком исполнены, но 2 нарушения до настоящего времени не устранены. Наличие выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в здании учреждения не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности, как для самого здания, так и для находящихся в нем лиц, работников. Согласно Устава ГУ Самарской области «Самарский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий», является самостоятельным юридическим лицом, его учредителями являются Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области, финансирование учреждения производится из областного бюджета. Кроме того, данное государственное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, подотчётно учредителям и в соответствии с порядком, определенным Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области. Установлено, что ГУ Самарской области «Самарский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий» не имеет достаточных средств для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности. Поэтому, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца об обязании устранения сохраняющихся нарушений пожарной безопасности удовлетворяются в отношении всех ответчиков как в отношении самого учреждения, так и в отношении учредителей, которые осуществляют финансирование данного учреждения. При возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений суд обоснованно возложил их в том числе и на Министерство имущественных отношений, обосновывая наличие таких обязанностей Положением о Министерстве и нормами действующего законодательства. Кроме того, суд обоснованно отсрочил исполнение решения суда на срок до 31.12.2011г., истец не возражал против отсрочки исполнения решения суда. С учетом установленных в деле обстоятельств, суд правильно исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Самара, действующего в интересах неопределённого круга лиц удовлетворил. Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку все они были рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 8 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: