Судья: Никонова Л.Ф. гр.д. № 33-8957 «29» августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего: Шуковой Н.М. судей: Книстяпиной Н.А., Пинчук С.В. с участием прокурора: Кушнирчук А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Жигулевск Самарской области на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 13 июля 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора г. Жигулевска удовлетворить. Обязать администрацию городского округа Жигулевск: - в целях пожаротушения создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения (р. Волга), расположенных в сельских населенных пунктах: с. Ширяево; с. Богатырь; с. Солнечная поляна; с. Зольное; с. Бахилова поляна и на прилегающих к ним территориях, согласно генерального плана развития г.о. Жигулевск; - привести в рабочее состояние, опломбировать пожарные гидранты, установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним в отношении гидрантов, расположенных по адресам: АДРЕСА, - провести работы по устройству противопожарных разрывов и минерализованных полос на всей протяженности участков границы населенных пунктов с лесным массивом, удалить сухую растительность в: АДРЕСА; - обеспечить возможностью вызова пожарной охраны по единому номеру вызова «01» с. Бахилова Поляна, с. Ширяево, с. Богатырь, Солнечная поляна, с. Зольное; - сельские населенные пункты, с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения обеспечить переносной пожарной мотопомпой, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 – прицепной пожарной мотопомпой, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – двух прицепными пожарными мотопомпами; - ликвидировать свалки горючих отходов на территории г.о. Жигулевск по адресам: АДРЕСА». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор г.о. Жигулевск, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.о. Жигулевск о признании бездействия в части непринятия мер по устранению нарушений пожарной безопасности на территории г.о. Жигулевск незаконным и возложении обязанности по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий для устранения нарушений требований пожарной безопасности на территории г.о. Жигулевск. В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки на территории г.о. Жигулевск были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор (с учетом уточненных требований) просил признать бездействие администрации г.о. Жигулевск по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории г.о. Жигулевск незаконным обязать администрацию г.о. Жигулевск устранить нарушения требований законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния территории г.о. Жигулевск в соответствии с действующим законодательством. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе администрация г.о. Жигулевск просит решение суда отменить, считает его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Согласно п.10 ст.16 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа, в числе других, относится вопрос обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Аналогичные положения закреплены в ст.7 Устава г.о. Жигулевск. В соответствии со ст.19 Федерального закона РФ от 21.12.94 г. «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В силу ст.22 данного Федерального закона, для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.03 г. № 313, устанавливающими требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 ППБ): сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 – прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп (п. 31), территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. (п. 21), на территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов (п. 32), территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать»; сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (п. 27), сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием (п. 89), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) – п. 94, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) – п. 112. В соответствии с п.3 ст.4 Устава г.о. Жигулевск, в состав г.о. Жигулевск Самарской области входят г. Жигулевск, сельский населенный пункт Зольное, сельский населенный пункт Солнечная Поляна, сельский населенный пункт Богатырь, село Ширяево, село Бахилова Поляна. В связи с чем, суд пришел к правильному выводу о том, что положения указанной выше нормы закона распространяют свое действие на полномочия органа местного самоуправления, действующего на территории г.о. Жигулевск, как в отношении городских, так и сельских поселений, входящих в состав округа. Разделом 2 Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах г.о. Жигулевск, утвержденного Постановлением Мэра г.о. Жигулевск от 13.11.09 г. № 2566 установлено, что к полномочиям администрации г.о. Жигулевск в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности относятся: принятие в рамках своей компетенции муниципальных правовых актов, касающихся обеспечения реализации первичных мер пожарной безопасности; создание в городском округе условий для организации добровольной и (или) муниципальной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, социальное и экономическое стимулирование привлекаемых граждан; определение источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, а также создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из данных водоисточников; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Согласно актам проверок федерального органа исполнительной власти, проведенных отделом надзорной деятельности г.о. Жигулевск, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем не обеспечено, в наличии имеются только отдельный инструмент и запас пожарных рукавов с пожарной колонкой в активе комитета по работе с населением в с. Ширяево и одна мотопомпа в с. Бахилова Поляна, из 410 проверенных гидрантов 112 неисправны, 155 требуют ремонта; водоснабжение полностью отсутствует в с. Бахилова Поляна, не обеспечено в полном объеме на ул. Луговой и в отдельных участках Александровского Поля, оборудованные места для забора воды из открытых источников водоснабжения отсутствуют, обозначение источников противопожарного водоснабжения не обеспечено, опашка и устройство минерализованных полос выполнены только на отдельных участках в с. Ширяево и в с. Солнечная Поляна, данные мероприятия не выполнены на всех территориях, обозначенных в исковом заявлении, часть территории г.о. Жигулевск – с. Бахилова Поляна, с. Ширяево, с. Богатырь, с. Солнечная Поляна, с. Зольное не обеспечены возможностью вызова пожарной охраны по единому номеру вызова «01». Кроме того, факт неисправности или нерабочего состояния перечисленных в исковом заявлении пожарных гидрантов, подтверждается также сводным актом проверки пожарных гидрантов от 26.05.11 г., из которого следует, что в ходе проверки обнаружено 109 неисправных гидрантов, 165 – требующих доработки. Наличие свалок мусора на территории г.о. Жигулевск подтверждается актом проверки от 28.06.11 г. и выпиской из журнала регистрации пожаров за период с мая по июнь 2011 г., в котором зафиксированы 39 возгораний свалок мусора на открытых площадках в местах нахождения многоквартирных жилых домов, в т.ч. и расселенных. Из материалов дела следует, что муниципальному образованию г.о. Жигулевск были выданы предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Однако нарушения требований пожарной безопасности на территории г.о. Жигулевск до настоящего времени не устранены. При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией г.о. Жигулевск, не обеспечено в полной мере соблюдение требований пожарной безопасности на территории г.о. Жигулевск, что создает опасные условия для возгораний, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, признав бездействие администрации г.о. Жигулевск, по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории г.о. Жигулевск незаконным, и обязал администрацию г.о. Жигулевск провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения территории городского округа в соответствие с действующим законодательством. Доводы администрации г.о. Жигулевск в кассационной жалобе о том, что со стороны администрации отсутствует бездействие, так как проводится ряд работ с целью соблюдения требований противопожарной безопасности, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует, что существующие на территории г.о. Жигулевск нарушения требований противопожарной безопасности до настоящего времени не устранены. При таких обстоятельствах решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется. Между тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной части решения суда указание на то, что с администрации г.о. Жигулевск, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, подлежит взысканию госпошлина, от который был освобожден истец при подаче иска, поскольку в соответствии со п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве как истцов, так и ответчиков, освобождаются от уплаты госпошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 13 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.о. Жигулевск Самарской области – без удовлетворения. Исключить из мотивировочной части решения указание о том, что с администрации г.о. Жигулевск в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден при подаче иска. Председательствующий: Судьи:
Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городского округа; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; организация взаимодействия с другими муниципальными образованиями в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности; разработка и утверждение муниципальных целевых программ и ежегодная оценка эффективности их реализации; обеспечение составления Финансовым управлением администрации городского округа Жигулевск проекта бюджета в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности и направления его на утверждение в Думу г.о. Жигулевск.