22 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего – Филатовой Г.А. Судей: Подольской А.А., Салдушкиной С.А. При секретаре: Хоциной О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации сельского поселения Красноармейское МР Красноармейский Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 20 июля 2011 г., которым постановлено: «Исковые требования прокурора Красноармейского района Самарской области в порядке ст.45 ГПК РФ к Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области удовлетворить частично. Обязать Администрацию сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды, а именно: ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, размещенную <адрес> В части исковых требований прокурора об обязании Администрации сельского поселения Красноармейское принять меры по осуществлению контроля за указанной территорией в целях недопущения сброса бытовых отходов со стороны граждан, отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., Доводы в поддержание кассационной жалобы представителя Администрации сельского поселения Гаврилина С.А., мнение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение правильным, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Красноармейского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области о признании бездействия по обеспечению эффективной системы очистки территории с. Красноармейское, ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и возложении обязанности по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В обоснование иска указал, что проведенной 11.05.2011 г. прокурорской проверкой установлено, что в нарушение требований ч.1 ст.7 ФЗ №7 от 10.02.2002 г. «Об охране окружающей среды» сельским поселением Красноармейское должным образом не обеспечен сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Так, территория площадью не менее 200 кв.м., расположенная на северной окраине с. Красноармейское, на расстоянии примерно 20 метров от территории ОАО «Павловский молокозавод» в сторону г. Самара обильно загрязнена бытовыми отходами и мусором, что крайне негативно влияет на окружающую среду. 13.05.2011 г. прокурором по результатам проверки в адрес Главы сельского поселения направлено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. Однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены. В связи с бездействием Администрации сельского поседения Красноармейское, как указал истец, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил удовлетворить заявленные требования. В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от требований в части признания бездействия Администрации сельского поселения Красноармейское м.р. Красноармейский Самарской области по обеспечению эффективной системы очистки территории с. Красноармейское и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, размещенной на северной окраине с. Красноармейское на расстоянии примерно 20 м. от территории ОАО «Павловский молокозавод» в сторону г. Самара незаконным, просил суд обязать Администрацию сельского поселения устранить нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды, а именно: ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, размещенную на северной окраине с. Красноармейское, на расстоянии около 20 м. от территории ОАО «Павловский молокозавод» в сторону г. Самара, а также принять меры по осуществлению контроля за указанной территорией в целях недопущения сброса бытовых отходов со стороны граждан. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе представитель Администрации сельского поселения Красноармейское МР Красноармейский Самарской области – Гаврилин С.А. просит решение отменить, поскольку считает его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. В силу требований ст.22 Федерального закона №62-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Статья 7 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Из материалов дела следует, что прокуратурой Красноармейского района Самарской области проведена проверка исполнения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления Администрацией сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области. Из Акта проверки от 11.05.2011 г. следует, что территория площадью не менее 100 кв.м., расположенная <адрес> обильно загрязнена бытовыми отходами и мусором, что крайне негативно влияет на окружающую среду. К акту приобщена фототаблица, на которой имеются изображения вышеуказанной территории, заваленной мусором и другими бытовыми отходами, и представляет собой несанкционированную свалку. Из акта осмотра от 18.07.2011 г. и приобщенной к нему фототаблицы следует, что на вышеуказанной территории основной мусор убран, однако, полностью свалка не ликвидирована. Наличие данной несанкционированной свалки, находящейся в черте с. Красноармейское, оказывает вредное влияние на жителей села. Согласно ст. 11 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. При таких обстоятельствах, с учетом того, что Администрацией сельского поселения Красноармейское м.р. Красноармейский Самарской области в полной мере требования законодательства в сфере охраны окружающей среды не соблюдены, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, признал бездействие Администрации по непринятию мер к устранению вышеуказанных нарушений незаконным и обязал ответчика провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по привидению территории в соответствие с действующими нормами. Согласно материалам дела, что также не отрицается представителями сельского поселения, несанкционированная свалка мусора и других бытовых отходов расположена в черте с. Красноармейское, то есть на территории, принадлежащей сельскому поселению Красноармейское, следовательно, Администрация сельского поселения в соответствии с действующим законодательством несёт ответственность за нарушение законодательства в сфере окружающей среды. Принимая во внимание вышеизложенное, суд обоснованно счел несостоятельными утверждения представителя ответчика о том, что в полномочия сельского поселения входит только организация сбора и вывоза мусора. Вместе с тем, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований в части обязания Администрации сельского поселения Красноармейское принять меры по осуществлению контроля за указанной территорией в целях недопущения сброса бытовых отходов со стороны граждан. Выдвигая такие требования, прокурор, не сделал ссылки на нормы закона, на которых он основывает свои требования. Указанное требование не конкретизировано, не указано, какой именно контроль должен осуществляться Администрацией сельского поселения Красноармейское за территорией в целях недопущения сброса бытовых отходов со стороны граждан. Кроме того, в случае удовлетворения требований в том виде, в котором они заявлены, решение в этой части практически неисполнимо. Доводы кассационной жалобы представителя ответчика о том, что на месте ликвидированной свалки осталась лишь часть мелкого мусора, несостоятельны, поскольку в ходе рассмотрения дела судом был установлен факт частичного устранения свалки, что нарушает законные права граждан на благоприятную окружающую среду. При таких обстоятельствах решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 20 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: