об устранении нарушений требований пожарной безопасности



Судья: Двоеглазова О.В. Гр. дело № 33-8614/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Моргачёвой Н.Н.,

судей – Сокол Т.Б., Тарасовой С.М.,

с участием прокурора Кушнирчук А.И.,

при секретаре Хоциной О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г.о. Самары на решение Ленинского районного суда г. Самары от 19 июля 2011 года, которым постановлено:

«Иск прокурора Куйбышевского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Департаменту управления имуществом и Администрации г.о. Самара удовлетворить частично - обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара и Администрацию г. о. Самара принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в школе № 52 г. Самары - п.п. 78, 3, 60 ППБ 01-03 (очистка вентиляционных систем и воздуховодов; оборудование выходов на чердаки противопожарными люками 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м; оборудование дверцами электрораспределительных щитов).

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Тарасовой С.М., объяснения представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара по доверенности от 18.04.2011г. Гуляевой К.С., согласившейся с доводами кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Куйбышевского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования Администрации г.о. Самары об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В иске указал, что прокуратурой Куйбышевского района г. Самары проведена проверка исполнения органами государственной власти, местного самоуправления законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки выявлено, что с 16 по 19 мая 2011 года на основании распоряжения заместителя начальника ОДН г.о. Самары -заместителя главного государственного инспектора г.о.Самара от 28.03.2011 г. была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении – средней общеобразовательной школе № 52 г. Самары. Инспектором выявлены нарушения:

-не проведена очистка вентиляционных систем, воздуховодов, чем нарушены ППБ 01-03 п. 78, ГОСТ 12.4.021-75;

-выходы на чердаки из лестничных клеток не оборудованы противопожарными люками 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8м, чем нарушены требования ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97 п. 8.4;

-пути эвакуации отделаны сгораемыми материалами (покрытие пола на первом, втором и третьем этажах), чем нарушены требования ППБ01-03 п.п. 3, 53; СНиП 21-01-97, п. 6.25;

-пути эвакуации отделаны сгораемыми материалами (ступени лестничной клетки в правом крыле), чем нарушены требования ППБ 01-03 п.п. 3, 53; СНиП 21-01-97;

-используются приемники электроэнергии (электрораспределительные щитки в правом крыле лестничной клетки на первом, втором и третьем этажах, в коридоре со стороны пищеблока, в коридоре рядом со спортивным залом) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей (отсутствуют дверцы), чем нарушены требования ППБ 01-03 п. 60.

Ссылаясь на то, что органами местного самоуправления не обеспечивается надлежащее содержание здания образовательного учреждения - не предусматриваются необходимые денежные средства для обеспечения пожарной безопасности, не устраняются выявленные нарушения, способные стать причиной тяжких последствий в случае возникновения пожара, прокурор Куйбышевского района г. Самары просил признать незаконным бездействие органов местного самоуправления и обязать их выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе администрация г.о. Самары просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об отказе прокурору Куйбышевского района в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии ст. 31 Закона № 3266-1 от 10.07.92 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ст. 37, 38 Федерального Закона № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» организации и учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Судом установлено, что директор школы № 52 неоднократно обращалась в Департамент образования Администрации г.о. Самара с просьбой выделить дополнительные денежные средства на противопожарные мероприятия. Из письма школы от 02.09.10 г. следует, что в титул капитального ремонта на 2009 год были предусмотрены денежные средства на замену линолеума на путях эвакуации в школе № 52, однако, деньги выделены не были. Предписания по отделке путей эвакуации несгораемыми материалами выдавались школе с 2008 года. Указанные денежные средства на это выделены только в 2011 году.

Постановлением Администрации г.о. Самара от 24.09.10 г. № 1186 утверждена долгосрочная целевая программа г.о. Самара «Пожарная безопасность городского округа Самара» на 2011 - 2013 годы. Для Департамента образования, как главного распорядителя денежных средств, предусмотрено выделение денежных средств на испытания электропроводки и электроприборов; установку противопожарных дверей; демонтаж сгораемой отделки на путях эвакуации и замена ее на несгораемую; очистку систем вентиляции; установку противопожарных люков.

При разрешении спора суд обоснованно не принял во внимание доводы Администрации г.о. Самара о том, что осуществление противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях не относится к ее компетенции, поскольку долгосрочная программа сформирована именно администрацией города, заложенные в ней денежные средства являются основанием для учета их в бюджете городского округа.

Отказывая прокурору в иске в части признания бездействий ответчиков незаконными, суд принял во внимание, что ответчиками принимались меры к обеспечению финансирования противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях, но размер финансирования зависит от суммы денежных средств, предусмотренной бюджетом на эти цели. Кроме того, денежные средства на замену покрытия пола на путях эвакуации школе были выделены. Иные нарушения выявлены только в мае 2011 года в процессе проверки и отражены в акте от 19.05.11 г., т.е. денежные средства на устранение этих нарушений заранее не могли быть запланированы.

Суд обосновано отказал прокурору Куйбышевского района г. Самары в удовлетворении требований о возложении обязанности по устранению нарушений, отмеченных Актом № 60 от 19 мая 2011 г. в части отделки сгораемыми материалами путей эвакуации, так как установлено, что приказом Департамента образования г.о. Самара от 14.07.11 г. № 1177-од средней общеобразовательной школе № 52 на замену сгораемой отделки на путях эвакуации выделено 1.924.565,55 руб.

Также правомерно отказано в удовлетворении требований к Департаменту образования администрации г. Самары, поскольку Департамент не относится к органам местного самоуправления, входит в структуру Администрации г.о. Самара, принимает меры в пределах своих полномочий к обеспечению противопожарных мероприятий в школе.

Решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных прокурором Куйбышевского района г. Самары требований не обжалуется.

При этом суд, установив, что не все необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния МОУ СОШ №52 в соответствии с действующим законодательством выполнены, пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию г.о. Самара и на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанностей по устранению имеющихся нарушений.

Доводы Администрации г.о. Самара в кассационной жалобе о том, что в силу ст. 258 ГПК РФ обязание органов местного самоуправления в судебном порядке совершить какие-либо действия возможно только в случае признания незаконным их действия (бездействия), не могут служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы.

Требования заявлены и рассмотрены в порядке искового производства в интересах неопределенного круга лиц. Суд, установив нарушение прав несовершеннолетних на обучение в условиях, гарантирующих безопасность их жизни и здоровья, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для их судебной защиты. Признание судом того обстоятельства, что органами местного самоуправления принимаются ряд мер по обеспечению в школе № 52 требований пожарной безопасности, не может служить основанием для отказа в обязании ответчиков обеспечить устранение всех выявленных в ходе проверки нарушений.

Также несостоятельным является довод жалобы о том, чти в решении суд не определил, в какой части каждый из ответчиков должен исполнить решения суда. В процессе создания обучающимся в школе условий, гарантирующих пожарную безопасность, участвуют каждый из ответчиков в соответствии с его компетенцией.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка в мотивировочной части решения суда.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено. Доводы, опровергающие правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 19 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: