Об устранении нарушений требований пожарного законодательства



Судья: Картунова Л.К. Гр.д. № 33-8757

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2011г., судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Филатовой Г.В.

Судей: Салдушкиной С.А., Подольской А.А.

При секретаре: Хоциной О.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Советского районного суда г. Самары от 16 июня 2011 г., которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления администрации городского округа Самара и Департамента по управлению имуществом городского округа Самара, выражающееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности и непринятии своевременных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности МДОУ № 196.

Обязать администрацию городского округа Самара, Департамент по управлению имуществом городского округа Самара, МДОУ № 196 устранить нарушения требования пожарной безопасности в помещении, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, 2 «А» для чего выполнить организационно- хозяйственные мероприятия по:

- прокладке шлейфов пожарной сигнализации по стенам внутри помещений -на расстоянии более 0,1 м от потолка;

- выполнению второго эвакуационного выхода из помещений логопедической группы «Звездочка» на 1-м этаже;

- выполнению второго эвакуационного выхода из помещений старшей группы на 1-м этаже;

- выполнению эвакуационного выхода из подвальных помещений не менее 1,9 м;

- обозначению эвакуационных путей элементами ФЭС (фотолюминесцентные эвакуационные системы) в соответствии с действующими нормами;

- обозначению мест размещения огнетушителей световыми фото люминесцентными экранами;

- монтажу металлических лестниц со второго этажа на расстоянии не менее 1 м оконных проемов.

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., объяснения представителя Администрации г.о. Самары – Ермолаевой А.Г. (по доверенности), представителя МДОУ №196 – Русановой Т.Д., поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Департамента образования г.о. Самары - Ставицкого П.Г.(по доверенности), заключение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Советского района г. Самары, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самары и МДОУ детский сад №196 о признании бездействия незаконным и возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной в МДОУ №196 проверки выявлено, что МДОУ не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по причине отсутствия положительного заключения ОНД Советского района г. Самара.

Согласно предписаниям, выданным ОНД Советского района г.о. Самара ГУ МЧС России по Самарской области, в помещениях занимаемых образовательным учреждением выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности.

Так в помещении МДОУ № 196, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, 2 «А» имеются следующие нарушения правил пожарной безопасности:

- отсутствует ограждение по периметру крыши - нарушение ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.8.11;

- пути эвакуации отделаны сгораемыми материалами (обои, пенопластовая плитка) -нарушение ППБ 01-03 п.З, п.53, СНиП 21-01-97* п.6.25*;

- монтаж проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) и АПС (автоматической пожарной сигнализации) выполнен с нарушениями требований нормативных документов по пожарной безопасности (не в коробах или каналах из не горючих материалов) -нарушение ППБ 01-03 п.З, НПБ 104-03 п.3.9;

- прокладка шлейфов пожарной сигнализации по стенам внутри помещений произведена на расстоянии менее 0,1 м от потолка - нарушение ППБ 01-03 п.З, РД 78.145-93 п.7.4;

- не выполнены замеры уровня звука сигналов оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре - нарушение ППБ 01-03 п.З, НПБ 104-03 п.З.14, 3.15, 3.16;

- проход проводов и кабелей системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) через стены и перекрытия выполнен без отрезков труб, коробов и т.п. - нарушение ППБ 01-03 п.З, НПБ 88-2001 п.12.57, ПУЭп.2.1.58;

- расстояние между приемно-контрольными приборами менее 50 мм - нарушение ППБ 01-03 п.З, НПБ 88-2001 п.12.51;

- в подвальных помещениях имеются участки пересечения незащищенных соединительных линий АПС (автоматической пожарной сигнализации) с линиями напряжением 220 В без дополнительной изоляции - нарушение ППБ 01-03 п.З, ПУЭ п.2.1.55;

- в актовом зале дверь кладовой для хранения горючего материала (новогодние костюмы, музыкальные инструменты, мебель, предметы оформления помещений) выполнена не в противопожарном исполнении - нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-0197* п.5.14* табл. 2, п.7.4;

- из помещений логопедической группы «Звездочка» на 1-м этаже отсутствует второй эвакуационный выход - нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.14*, СНиП 2.08.02-89 п.2.4;

- из помещений старшей группы на 1-м этаже отсутствует второй эвакуационный выход -нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.12*, СНиП 2.08,02-89 п.2.4;

- в подвальных помещениях при параллельной прокладке, расстояние от электрических проводов до трубопровода менее 100 мм - нарушение ППБ 01-03 п.З, ПУЭ п.2.1.57;

- установке огнезадерживающих клапанов на вентиляционной системе проходящей через различные противопожарные преграды (перегородки, перекрытия) - нарушение ППБ 01 -03 п.76;

- на вентиляционные системы не разработаны инструкции по эксплуатации, паспорта, журналы ремонта и эксплуатации - нарушение ППБ 01-03 п.З, ГОСТ 12.4.021-75 п.З. 1.1;

- высота эвакуационного выхода из подвальных помещений менее 1,9 м - нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.16;

* - эвакуационные пути не обозначены элементами ФЭС (фотолюминесцентные эвакуационные системы) в соответствии с действующими нормами - нарушение ППБ 01-03 п.З, ГОСТ Р 12.2.143-2009 разд. 6.5, разд. 6.6;

- места размещения огнетушителей не обозначены световыми фотолюминесцентными экранами-нарушение ППБ 01-03 п.З, ГОСТР 12.2.143-2009 п.6.6.7;

- в лестничной клетке размещено оборудование (радиаторы отопления), выступающие из плоскости стен на высоте менее 2,2 м и не в нишах - нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.32*;

- металлические лестницы со второго этажа смонтированы на расстоянии менее 1 м от оконных проемов - нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.30*;

- не предусмотрен круговой проезд вокруг здания 5-8 м от края проезда до стены здания для проезда пожарных автомобилей и доступа пожарных с автолестниц в любое помещение - нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 2.07.01-89* прил.1* п.2*.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени нарушения правил пожарной безопасности не устранены, прокурор Советского района г. Самары просил суд признать бездействие Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самары и МДОУ детский сад №196 незаконными, обязать ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности в МДОУ №196.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит решение суда отменить, вынести новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст.ст.37,38 ФЗ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.94г. граждане, организации и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, выполнять предписания, постановления и другие законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно п. 2.1. Устава дошкольного образовательного учреждения учредителем МДОУ № 196 является муниципальное образование г.о. Самара в лице Департамента управления имуществом администрации г.о. Самара.

Пунктом 8.2 Устава предусмотрено, что к компетенции учредителя относятся полномочия, предусмотренные действующим законодательством РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара.

Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль его исполнения.

Пунктом 10 ч. 1 ст. 7 Устава установлено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара относится к вопросам местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Устава Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.3 ст.25 Устава Администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения наделяется полномочиями по разработке проекта решения о бюджете городского округа Самара на очередной финансовый год, осуществляет исполнение бюджета, а также осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Самарской области и настоящим Уставом, решениями Думы городского округа Самара, постановлениями Администрации г.о.Самара к полномочиям исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.27 Устава Департамент управления имуществом г.о.Самара является органом местного самоуправления, наделяемый уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

Согласно п.п. «з», «и», «л» ст.47 Устава Департамент осуществляет исполнение постановлений Администрации г.о.Самара о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений городского округа Самара в установленном порядке утверждает уставы указанных юридических лиц, передает муниципальное имущество в оперативное управление муниципальным казенным предприятиям г.о.Самары и муниципальным учреждениям городского округа Самары, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями городского округа Самара.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 9.3 Устава МДОУ № 196 источниками формирования финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные средства.

В ходе проверки ОГПН установлено, что МДОУ № 196 не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по причине отсутствия положительного заключения ОНД Советского района г. Самара.

Из актов проверки ОГПН усматривается, что в помещении МДОУ детский сад №196, расположенном по адресу: г. Самара, ул. А Матросова, 2 «А», выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- отсутствует ограждение по периметру крыши - нарушение ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.8.11;

- пути эвакуации отделаны сгораемыми материалами (обои, пенопластовая плитка) -нарушение ППБ 01-03 п.З, п.53, СНиП 21-01-97* п.6.25*;

- монтаж проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) и АПС (автоматической пожарной сигнализации) выполнен с нарушениями требований нормативных документов по пожарной безопасности (не в коробах или каналах из не горючих материалов) -нарушение ППБ 01-03 п.З, НПБ 104-03 п.3.9;

- прокладка шлейфов пожарной сигнализации по стенам внутри помещений произведена на расстоянии менее 0,1 м от потолка- нарушение ППБ 01-03 п.З, РД 78.145-93 п.7.4;

- не выполнены замеры уровня звука сигналов оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре - нарушение ППБ 01-03 п.З, НПБ 104-03 п.З. 14, 3.15, 3.16;

- проход проводов и кабелей системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) через стены и перекрытия выполнен без отрезков труб, коробов и т.п. - нарушение ППБ 01-03 п.З, НПБ 88-2001 п.12.57, ПУЭ п.2.1.58;

- расстояние между приемно-контрольными приборами менее 50 мм - нарушение ППБ 01-03 п.З, НПБ 88-2001 п.12.51;

- в подвальных помещениях имеются участки пересечения незащищенных соединительных линий АПС (автоматической пожарной сигнализации) с линиями напряжением 220 В без дополнительной изоляции - нарушение ППБ 01-03 п.З, ПУЭ п.2.1.55;

- в актовом зале дверь кладовой для хранения горючего материала (новогодние костюмы, музыкальные инструменты, мебель, предметы оформления помещений) выполнена не в противопожарном исполнении - нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-0197* п.5.14* табл. 2, п.7.4;

- из помещений логопедической группы «Звездочка» на 1-м этаже отсутствует второй эвакуационный выход - нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.14*, СНиП 2.08.02-89 п.2.4;

- из помещений старшей группы на 1 -м этаже отсутствует второй эвакуационный выход -нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.12*, СНиП 2.08.02-89 п.2.4;

- в подвальных помещениях при параллельной прокладке, расстояние от электрических проводов до трубопровода менее 100 мм - нарушение ППБ 01-03 п.З, ПУЭ п.2.1.57;

- установке огнезадерживающих клапанов на вентиляционной системе проходящей через различные противопожарные преграды (перегородки, перекрытия) - нарушение ППБ 01-03 п.76;

- на вентиляционные системы не разработаны инструкции по эксплуатации, паспорта, журналы ремонта и эксплуатации - нарушение ППБ 01-03 п.З, ГОСТ 12.4.021-75 п.3.1.1;

- высота эвакуационного выхода из подвальных помещений менее 1,9 м - нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.16;

- эвакуационные пути не обозначены элементами ФЭС (фотолюминесцентные эвакуационные системы) в соответствии с действующими нормами - нарушение ППБ 01-03 п.З, ГОСТ Р 12.2.143-2009 разд. 6.5, разд. 6.6;

- места размещения огнетушителей не обозначены световыми фотолюминесцентными экранами-нарушение ППБ 01-03 п.З, ГОСТ Р 12.2.143-2009 п.б.б.7;

- в лестничной клетке размещено оборудование (радиаторы отопления), выступающие из плоскости стен на высоте менее 2,2 м и не в нишах - нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.32*;

- металлические лестницы со второго этажа смонтированы на расстоянии менее 1 м от оконных проемов - нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.30*;

- не предусмотрен круговой проезд вокруг здания 5-8 м от края проезда до стены здания для проезда пожарных автомобилей и доступа пожарных с автолестниц в любое помещение - нарушение ППБ 01-03 п.З, СНиП 2.07.01-89* прил.1* п.2*.

Суд пришел к правильному выводу о том, что неисполнение администрацией г.о. Самара возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, как на орган местного самоуправления, а также неосуществление Департаментом управления имуществом г.о.Самары должного контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, выразившиеся в непринятии мер к своевременному устранению нарушений требований противопожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении, является незаконным. Бездействием администрации городского округа Самара, Департамента по управлению имуществом городского округа Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.

Суд правильно признал, что Администрацией г.о. Самара также нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц пребывающих в учреждении, а именно: детей, работников учреждения, иных лиц, которые вправе посетить данное учреждение, находиться в помещениях указанного учреждения в связи с исполнением служебных обязанностей. Круг лиц, которые могут находиться в помещении образовательного учреждения или в непосредственной близости от него в момент возникновения возгорания достоверно определить невозможно, их жизнь и здоровье будут подвергнуты риску в случае не устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Кроме того, отсутствие у МДОУ № 196 положительного заключения ОНД по Советскому району г. Самара является единственной причиной не получения лицензии на ведение образовательной деятельности, что является не допустимым.

Судом установлено, что в МДОУ детский сад № 196 часть нарушений пожарной безопасности уже устранена, а именно: демонтированы сгораемые материалы путей эвакуации (обои, пенопластовая плитка); выполнено в противопожарном исполнении двери кладовой для хранения горючего материала (новогодние костюмы, музыкальные инструменты, мебель, предметы оформления помещений) в актовом зале; увеличено расстояние от электрических проводов трубопровода не менее 100 мм в подвальных помещениях при параллельной прокладке; установлены огнезадерживающие клапаны на вентиляционной системе, проходящей через различные противопожарные преграды (перегородки, перекрытия); обеспечен круговой проезд вокруг здания 5-8 м от края проезда до стены здания для проезда пожарных автомобилей и доступа пожарных с автолестниц в любое помещение.

Данные обстоятельства были подтверждены представителем ГУ МЧС России по Самарской области.

Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора Советского района г. Самары подлежат удовлетворению в части и обоснованно возложил на ответчиков обязанность устранить нарушения требования пожарной безопасности в указанном помещении, а именно выполнить следующие мероприятия:

- прокладку шлейфов пожарной сигнализации по стенам внутри помещений -на расстоянии более 0,1 м от потолка;

- выполнение второго эвакуационного выхода из помещений логопедической группы «Звездочка» на 1-м этаже;

- выполнение второго эвакуационного выхода из помещений старшей группы на 1-м этаже;

- выполнение эвакуационного выхода из подвальных помещений не менее 1,9 м;

- обозначение эвакуационных путей элементами ФЭС (фотолюминесцентные эвакуационные системы) в соответствии с действующими нормами;

- обозначение мест размещения огнетушителей световыми фото- люминесцентными экранами;

- монтаж металлических лестниц со второго этажа на расстоянии не менее 1 м оконных проемов.

Доводы кассационной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда несостоятельны по вышеприведенным мотивам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Самары от 16 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.о. Самара – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи