Судья : Дурнова Н.Г. Гр. дело № 33-9156 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1 сентября 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Ермаковой Е.И., СУДЕЙ: Сокол Т.Б., Тарасовой С.М. При секретаре Тимагине Е.А. Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе отдела назначения компенсаций и социальных выплат по Комсомольскому району г. Тольятти Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 21 июля 2011г., которым постановлено : «Исковые требования Чунтонова В.И. удовлетворить. Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в пользу Чунтонова В.И. за счёт средств Федерального бюджета (казны) РФ инфляционные убытки по ежемесячным выплатам по возмещению вреда, причинённого повреждением здоровья вследствие аварии на ЧАЭС за период с 01 февраля 1997 г. до 01 июля 2000 г. - 239790 руб. 40 коп. – единовременно». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сокол Т.Б., возражения представителя мэрии г.о. Тольятти Ивановой И.Г., заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия УСТАНОВИЛА : Чунтонов В.И. обратился в суд с иском о взыскании убытков, причиненных инфляцией по ежемесячным выплатам в возмещение вреда, причиненного здоровью аварией на ЧАЭС. В обоснование требований ссылался на следующие обстоятельства. В июле 1986г. он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ признан инвалидом <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. С января 1997г. ему производилась выплата <данные изъяты>., а с 05 мая 1997г. <данные изъяты> ежемесячно. В условиях высокого уровня роста инфляции покупательная способность денежных средств снизилась, в связи с этим он потерпел убытки. Восстановлению его нарушенных прав служит индексация. Просил взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счёт средств Федерального бюджета (казны) РФ в сумме 239790 руб. 40 коп. единовременно. Судом постановлено изложенное выше решение. В кассационной жалобе отдел назначения компенсаций и социальных выплат по Комсомольскому району г. Тольятти Самарской области решение суда просит отменить, в связи с неправильным применением норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права. Из материалов дела следует, что в 1986г. Чунтонов В.И. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ признан инвалидом <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. С января 1997г. ему производилась выплата <данные изъяты>., а с 05 мая 1997г. <данные изъяты> ежемесячно. Удовлетворяя исковые требования Чунтонова В.И., суд исходил из того, что сведениями органов государственной статистики подтвержден высокий уровень инфляции в период с февраля 1997 г. по 01 июля 2000 г., между тем ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате Чунтонову В.И. проиндексированы не были и утратили свою покупательную способность, что привело к причинению истцу имущественного вреда (убытков). По мнению суда первой инстанции, расчет задолженности по возмещению вреда, в основу которого положен индекс роста потребительских цен за указанный период, рассчитанный территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, основан на нормах законодательства, в пользу истца подлежит взысканию 239790 руб. 40 коп. единовременно. Между тем, с выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям. Согласно ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 1244-1 от 15.05.1991г. суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное. Согласно ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (утратил силу с 01.01.2005г.) индексация – установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации – поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и так далее). Таким образом, индексация денежных доходов граждан производилась не произвольно, а в соответствии с механизмом, установленным государством. При этом в соответствии с п. 25 ст. 14 названного выше базового Закона (№ 1244-1 от 15.05.1991г.) суммы возмещения вреда чернобыльцам определяются в порядке, предусмотренном для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Согласно ст. 11 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992г. № 4214-1, при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 318 ГК РФ в редакции, действовавшей с 01.01.1995г. до 29.11.2002г. сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях – с увеличением установленного законом минимального размера оплаты труда пропорционально увеличивается. Таким образом, в период с 01.02.1997г. г. по 01.07.2000 г. законодателем был установлен критерий увеличения суммы возмещения вреда - повышение минимального размера оплаты труда в централизованном порядке. При этом законодательством не устанавливалась какая-либо периодичность повышения МРОТ. Его увеличение производилось с учетом возможностей государственного бюджета путем внесения законодателем изменений в Федеральный закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»: с 01.07.2000г. на коэффициент 1,581, с 01.01.2001г. на коэффициент 1,515. В период с 01.02.1997г. до июля 2000 г. минимальный размер оплаты труда не изменялся. При этом согласно позиции Конституционного Суда от 19.06.2002 № 11-П, изложенной в п.5.1 Постановления № 11-П от 19.06.2002 г. выбор способов определения размера денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для компенсационных выплат, является прерогативой законодателя. Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 Постановления № 7 от 05.04.2005 г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснил, что суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581, а с 1 января 2001г. с учетом коэффициента равного 1,515 при условии, что в период с февраля 1997 г.. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 гг. № 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1995 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01 июля 2000 г. по 1 января 2001г. Согласно представленному ответчиком на обозрение судебной коллегии личному делу получателя сумм возмещения вреда Чунтонову В.И. на основании решения Комсомольского районного суда г. Тольятти от 19.07.2005г. вступившего в законную силу была произведена индексация сумм возмещения вреда с 01.07. 2000г. на индекс 1,581, а с 01.01.2001г. на индекс 1,515. Таким образом, законных оснований для увеличения (индексации сумм возмещения вреда) в период с 01.02.1997г. до 1 июля 2000г на индексы потребительских цен, установленные органами государственной статистики, не имеется. Соответственно задолженность перед истцом в связи с выплатой сумм возмещения вреда в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе, в связи с отказам в их индексации, в указанный период отсутствует. При таких обстоятельствах не может являться обоснованной ссылка районного суда на пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 35 от 14.12.2000 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому, учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации. Само по себе уменьшение покупательной способности сумм возмещения вреда здоровью в указанный период в отсутствие принятого законодателем нормативного акта о возможности их индексации не свидетельствует о том, что назначенные суммы возмещения вреда выплачивались с задержкой, и не является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований. Учитывая, что все обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела установлены, а судом неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, решение Ленинского районного суда г. Самара от 21 июля 2011 года отменить, постановив по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 361,362 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ленинского районного суда г. Самара от 21 июля 2011 года отменить. Постановить новое решение, которым в иске Чунтонову В.И. к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Департаменту социальной поддержки и защиты населения Мэрии г. Тольятти, отделу назначения компенсаций и социальных выплат по Комсомольскому району о взыскании убытков - отказать. Председательствующий: Судьи: