5 сентября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего – Филатовой Г. В. судей – Сказочкина В. Н., Подольской А. А. при секретаре – Хоциной О. А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации городского округа Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 20 июля 2011 года, которым постановлено: «Заявление прокурора города Сызрани в интересах несовершеннолетних учащихся общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 9 гор. Сызрани об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц Администрации городского округа Сызрань удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 9 гор. Сызрани, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского пункта школы, а именно: - выделить денежные средства на проводку горячей воды в медицинском кабинете, на приобретение холодильника, столика со стеклянной крышкой, шкафа аптечного, ширмы.». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., возражения на жалобу прокурора Кушнирчук А.И., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г.Сызрань обратился в интересах неопределенного круга лиц – учащихся общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 9 в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации г.о.Сызрань Самарской области. В обоснование заявления указал, что в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра, оздоровления учащихся и работающего персонала, прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в ОУ СОШ № 9, в ходе которой были выявлены нарушения. Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрань руководителю школы было выдано предписание о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Однако до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены. Устранить имеющиеся нарушения ОУ СОШ № 9 самостоятельно не может в связи с отсутствием необходимых денежных средств, администрация г.о. Сызрань не выделяет достаточных средств на устранение имеющихся нарушений. Таким образом, учредителем общеобразовательного учреждения - администрацией г.о. Сызрань не надлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию образовательного учреждения. Бездействие должностных лиц администрации г.о. Сызрань способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения. В связи с этим прокурор просил суд признать бездействие органа местного самоуправления - администрации г.о. Сызрань по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в ОУ СОШ № 9 незаконным, обязать администрацию устранить нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства, провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского пункта школы, а именно: выделить денежные средства на обустройство процедурного кабинета и самостоятельного санитарного узла, на проводку горячей воды в медицинском кабинете, на приобретение холодильника, столика со стеклянной крышкой, шкафа аптечного, ширмы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». В ходе судебного разбирательства истец отказался от требований о возложении на администрацию г.о.Сызрань обязанности провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского пункта школы, а именно: выделению денежных средств на обустройство процедурного кабинета и самостоятельного санитарного узла. Определением суда от 20.07.2011г. производство по делу в этой части прекращено. По другим требованиям судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе администрации г.о.Сызрань Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, считает его правильным. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества… В силу ст.31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно Уставу ОУ СОШ № 9 и договору о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002г. с дополнительным соглашением к нему от 05.10.2004г., учредителями данного образовательного учреждения являются Министерство образования и науки Самарской области и администрация г.о. Сызрань. Финансирование ОУ СОШ № 9 осуществляется Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс, и администрацией г.о. Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования. В соответствии с п.2.2. договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002г. администрация г.о. Сызрань: осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату оказываемых учреждениям коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования (технологического кухонного, прачечного и медицинского оборудования; инженерного оборудования, электроподстанции, электрощитовые, распределительные шкафы, тепловые и водяные счетчики, насосное оборудование и др.) необходимого для обслуживания зданий учреждений; выделяет средства на выполнение норм и правил СанПиН и пожарной безопасности капитального характера, осуществляет реконструкцию, капитальный ремонт зданий и сооружений. Судом установлено, что по результатам проверки в 2008 году Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в гор. Сызрань директору ОУ СОШ № 9 было выдано предписание № 17-05/12 от 21.03.2008г., в котором были указаны выявленные нарушения санитарного законодательства и мероприятия, которые необходимо выполнить, в том числе п. 9 - в медицинский кабинет приобрести сумку - холодильник и кварцевую лампу. По результатам проверки в 2011 году Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в гор. Сызрань директору ОУ СОШ № 9 было выдано предписание № 17-05/169 от 26.05.2011г., в котором были указаны выявленные нарушения санитарного законодательства и мероприятия, которые необходимо выполнить, в том числе п. 15 - оборудовать медицинский пункт в соответствии с требованиями п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждения» в срок до 05.08.2011г. Также установлено, что директор школы № 9 неоднократно обращалась в администрацию г.о. Сызрань с ходатайством о выделении денежных средств на приведение медицинского пункта в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Денежные средства были выделены администрацией гор. Сызрань, однако в недостаточном объеме, в связи с чем выявленные нарушения в полном объеме не устранены. Удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно принял во внимание, что самостоятельно ОУ СОШ № 9 не может устранить указанные нарушения требований законодательства, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, у образовательного учреждения отсутствуют собственные средства, необходимые для устранения всех нарушений, финансирование устранения указанных нарушений администрацией г.о.Сызрань осуществляется не достаточно. В силу изложенного и принимая во внимание, что бездействие администрации г.о.Сызрань способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся, суд обоснованно обязал администрацию г.о. Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ СОШ № 9 г. Сызрань, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского пункта школы, а именно: выделить денежные средства на проводку горячей воды в медицинском кабинете, на приобретение холодильника, столика со стеклянной крышкой, шкафа аптечного, ширмы. Доводы администрации г.о.Сызрань в кассационной жалобе, оспаривающие выводы суда о бездействии администрации, – не состоятельны по указанным выше мотивам. Отсутствие необходимой площади в медицинском кабинете, достаточной для установки медицинского оборудования, не освобождает администрацию г.о.Сызрань как собственника здания, в котором находится образовательное учреждение, и его учредителя от исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Довод кассатора о том, что расходы по обеспечению соблюдения требований санитарно - эпидемиологического законодательства не относятся к расходам по содержанию зданий, поэтому финансирование этих расходов должно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является ошибочным. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно и обоснованно. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сызранского городского суда Самарской области от 20 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-