О признании незаконным бездействия Администрации г.о. Сызрань



Судья Зуморина Л.В. гр. дело № 33 - 8983ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Филатовой Г.А.

Судей: Подольской А.А., Салдушкиной С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 июля 2011 г., которым постановлено:

«Заявление прокурора г. Сызрани Самарской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - Администрации городского округа Сызрань по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно -эпидемиологического законодательства в Общеобразовательном учреждении основная общеобразовательная школа № 18 г. Сызрани удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Сызрань Самарской области устранить нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства в Общеобразовательном учреждении основная общеобразовательная школа № 18 г. Сызрани и провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского пункта школы, а именно выделить денежные средства на подводку горячей воды в медицинском кабинете в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., мнение прокурора Кушнирчук А.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Сызрани Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся Общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 18, расположенная по адресу: г. Сызрань, ул. Красина, 3, обратился в суд с заявлением к Администрации г.о. Сызрань о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование требований указал, что в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра, оздоровления обучающихся, воспитанников и работающего персонала, в ОУ ООШ № 18 проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В ходе проверки установлено, что медицинский кабинет в школе не соответствует требованиям, предъявляемым санитарно - эпидемиологическим законодательством, а именно отсутствует процедурный кабинет, самостоятельный санитарный узел, подводка горячей воды, что предусмотрено требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

В адрес руководителя ОУ ООШ № 18 г. Сызрани прокурором города Сызрани от 31.12.2010 г. было внесено представление об устранении нарушений санитарно -эпидемиологического законодательства и требованием привести в соответствие с санитарными нормами и правилами медицинский кабинет школы. Однако, до настоящего времени медицинский кабинет ОУ ООШ № 18 г. Сызрани не приведен в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Несоответствие требованиям санитарных норм и правил медицинского кабинета ОУ ООШ № 18 г. Сызрани, как полагает заявитель, препятствует получению данным учреждением образования лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Данное учреждение является общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой, осуществляющим образовательно - воспитательный процесс и реализующей общеобразовательные программы.

Финансирование ОУ ООШ № 18 г.Сызрани осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание воспитанников и образовательный процесс; Администрацией городского округа Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ДОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.

Руководителем ОУ ООШ № 18 г. Сызрани в адрес Администрации городского округа Сызрань неоднократно направлялись заявки о выделении денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Самостоятельно ОУ ООШ № 18 г. Сызрани не может устранить вышеуказанные нарушения санитарных норм и правил, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией г.о. Сызрань на устранение указанных нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства осуществляется недостаточно.

Проведенная прокурорская проверка показала, что учредителем учреждения -Администрацией городского округа Сызрань ненадлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию образовательного учреждения, игнорируя требования действующего законодательства. Бездействие должностных лиц Администрации городского округа Сызрань способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников и учащихся.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор просил суд признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации г.о. Сызрань по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в ОУ ООШ № 18 г. Сызрани незаконным; обязать Администрацию г.о. Сызрань устранить нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства в ОУ ООШ № 18 г. Сызрани и провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского пункта школы, а именно: выделить денежные средства на обустройство процедурного кабинета и самостоятельного санитарного узла, на подводку горячей воды в медицинском кабинете в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации г.о. Сызрань Самарской области Фаллер И.Н. просит решение отменить, поскольку считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин,

организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 г. № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами.

В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 г. указано, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Сызрани Самарской области в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в ОУ ООШ № 18, расположенной по адресу: г. Сызрань, ул. Красина, 3, в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра, оздоровления обучающихся, воспитанников и работающего персонала.

В ходе проверки установлено, что медицинский кабинет в школе не соответствует требованиям, предъявляемым санитарно - эпидемиологическим законодательством, а именно отсутствует процедурный кабинет, самостоятельный санитарный узел, проводка горячей воды, что предусмотрено требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Согласно п. 3 ч. 3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность и определяют санитарно-гигиенические требования к: размещению общеобразовательного учреждения; зданию общеобразовательного учреждения; оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; организации медицинского обслуживания обучающихся и т.д.

Согласно п.2.8.5. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» медицинский пункт располагается на первом этаже и включает кабинет врача и процедурный кабинет.

В соответствии с п.2.3.22. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.; кабинет зубного врача, площадью 12 кв.м., оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м.; кабинет психолога, площадью 10 кв.м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел.

Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета указывается в Приложении № 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02 «Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета».

Судом установлено, что в адрес руководителя ОУ ООШ № 18 г. Сызрани прокурором города Сызрани от 31.12.2010 г. было внесено представление об устранении нарушений санитарно -эпидемиологического законодательства и требованием привести в соответствие с санитарными нормами и правилами медицинский кабинет школы. Однако, до настоящего времени медицинский кабинет ОУ 00111 № 18 г. Сызрани школы не приведен в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Несоответствие требованиям санитарных норм и правил медицинского кабинета ОУ ООШ № 18 г. Сызрани препятствует получению данным учреждением образования лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Данное учреждение является общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой, осуществляющим образовательно - воспитательный процесс и реализующей общеобразовательные программы.

Также установлено, что финансирование ОУ СОШ № 18 г. Сызрани осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание воспитанников и образовательный процесс; Администрацией городского округа Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ДОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.

Согласно п.п.2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002 года между Департаментом науки и образования Администрации Самарской области и Администрацией городского округа Сызрань -Администрация городского округа Сызрань осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и

капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.

Из материалов дела усматривается, что руководителем ОУ ООШ № 18 г. Сызрани в адрес Администрации городского округа Сызрань неоднократно направлялись заявки о выделении денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Самостоятельно ОУ ООШ № 18 г. Сызрани не может устранить вышеуказанные нарушения санитарных норм и правил, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией г.о. Сызрань на устранение указанных нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства осуществляется недостаточно.

Таким образом, с учетом вышеуказанных правовых норм, суд пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора г. Сызрани о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Сызрань Самарской области по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ СОШ № 18 подлежат удовлетворению.

Судом обоснованно не приняты во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии с их стороны бездействия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ ООШ № 18 г. Сызрани ввиду выделения денежных средств и начала ремонтных работ в школе, поскольку установлено, что с 2009 года руководителем школы в адрес Администрации г.о. Сызрань неоднократно направлялись запросы о необходимости выделения денежных средств на данные цели, 11.05.2011 г. юридическое лицо - ОУ ООШ № 18 и директор Максимук МИ начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Сызрани были привлечены к административной ответственности и оштрафованы за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, доказательств выделения денежных средств на подводку горячей воды в медицинском пункте школы и выполнения в школе данного вида работ Администрацией г.о. Сызрань в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.

Доводы кассационной жалобы представителя ответчика о том, что со стороны Администрации отсутствует бездействие, так как проводится ряд работ с целью соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует, что существующие нарушения требований противопожарной безопасности до настоящего времени не устранены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г.о. Сызрань Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: