Признание права собственности на землю в порядке наследования



Судья: Зуморина Л.В. Гр.д. № 33- 9749

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Филатовой Г.В.

судей: Подольской А.А. Салдушкиной С.А.

при секретаре: Хоциной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации г.о.Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 13 июля 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Гриценко С.Н. о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать за Гриценко С.Н. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу - <адрес> .

Требования Гриценко С.Н. об установлении факта владения ФИО1 земельным участком и о признании за ФИО1 права собственности на земельный участок, расположенный по адресу - <адрес> - оставить без удовлетворения.

Встречный иск Администрации г.о.Сызрань Самарской области о прекращении за ФИО1 права собственности на жилой дом по <адрес> <адрес> - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В.,доводы представителя администрации г.о. Сызрань по доверенности Кленина А.В., поддержавшего кассационную жалобу, возражения на жалобу представителя Гриценко А.С. по доверенности Прытковой А.С., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Гриценко С.Н. обратился в суд с иском к Администрации г.о.Сызрань о признании права собственности на земельный участок.

В обоснование требований Гриценко С.Н. ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1

Ему при жизни был выделен земельный участок под строительство жилого дома по <адрес> в <адрес>, построенный жилой дом в установленном законом порядке был зарегистрирован в БТИ г.Сызрани.

Наследником после смерти ФИО1 являлась его дочь - ФИО2, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, наследником после ее смерти по закону являлся супруг - ФИО3, умерший ДД.ММ.ГГГГ и сын – истец по делу Гриценко С.Н., который принял наследство после смерти своего отца.

Указал также, что ни ФИО1, ни он не произвели захват земельного участка, а пользовались им правомерно (на земельном участке ФИО1 был выстроен жилой дом, который находился в длительном пользовании семьи ФИО1).

Кроме того, ФИО1 и Гриценко С.Н. производили оплату налогов за землю, истец до настоящего времени пользуется земельным участком, сажая на нем овощи, земельный участок огорожен забором, имеет калитку.

Ссылаясь на то, что Администрация г.о.Сызрань отказывает ему в бесплатной передаче земельного участка, истец просил суд установить факт владения ФИО1 земельным участком, расположенным по адресу - <адрес>. , и признать за ФИО1 право собственности на данный земельный участок.

Признать за Гриценко С.Н. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу - <адрес>. в порядке наследования.

Администрация г.о.Сызрань обратилась в суд со встречным иском к Гриценко С.Н., в котором просит прекратить право собственности ФИО1 на жилой дом по <адрес>, ссылаясь на то, что жилой дом на данном земельном участке отсутствует, так как он сгорел и был снесен, поэтому земельный участок используется без зарегистрированных на нем в установленном законодательством порядке объектов недвижимости, какие-либо действия по восстановлению объекта истцом не предпринимаются, поэтому отсутствуют правовые основания для передачи земельного участка в собственность.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации г.о.Сызрань Самарской области просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Статьей 1111 ГК РФ предусмотрено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.

В силу ч. 1 ст. 1141, ч. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

На основании ст. 1152 ГК РФ, для принятия наследства наследник должен его принять.

Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

При этом, в порядке ч. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Из архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что решением исполкома Сызранского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 дано разрешение на узаконение самовольно выстроенного жилого дома, сеней, сарая, теплицы, расположенных на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м по <адрес> в <адрес>.

Данный жилой дом был зарегистрирован в БТИ г.Сызрани в установленном законом порядке, что подтверждается данными технической инвентаризации с ДД.ММ.ГГГГ года.

Кроме того, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО1 Управлением архитектуры <адрес>, на основании обследования, произведенного сектором индивидуального строительства, установлено, что жилой дом по <адрес>, <адрес> по решению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности постройкой закончен и признан возможным под заселение.

Таким образом, суд правильно установил, что данным документом орган местного самоуправления - исполком Сызранского городского Совета депутатов трудящихся - передавал ФИО1 земельный участок по <адрес>, <адрес> в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности.

Из технического паспорта с результатами технической инвентаризации за ДД.ММ.ГГГГ., следует, что выстроенный ФИО1 жилой дом сгорел и был снесен, однако на земельном участке остались сооружения – колодец и забор.

Согласно свидетельству о смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.

Судом установлено, что наследником после смерти ФИО1 являлась его дочь - ФИО2, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, и после ее смерти наследником по закону являлся супруг - ФИО3 умерший ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов наследственного дела после смерти ФИО3., следует, что ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии наследства обратился его сын -Гриценко С.Н.

В техническом паспорте с результатами технической инвентаризации за ДД.ММ.ГГГГ указано о наличии на земельном участке колодца, забора, а также о пользовании земельным участком ФИО2

Установлено также, что в настоящие время Гриценко С.Н пользуется земельным участком, сажая на нем овощи, ухаживает за ним.

Указанные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетелей ФИО6, ФИО5, ФИО4, из которых видно, что земельным участком по адресу <адрес>. пользовался ФИО1, а после его смерти семья его дочери –ФИО2, ФИО3, Гриценко С.Н. При этом участок находится в обработанном, хорошем состоянии на протяжении всего периода времени пользования.

Кроме того, из акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на земельном участке по <адрес>. <адрес> имеется хозяйственная постройка – сарай, и земельный участок используется под огород.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными сторонами фотографиями земельного участка.

Таким образом суд правильно пришел к выводу, что после смерти ФИО1, его наследник - дочь - ФИО2, а после ее смерти ее наследник – супруг- ФИО3, а после его смерти сын - Гриценко С.Н. вступили во владение наследственным имуществом, поскольку пользовались земельным участком, производили оплату налогов за землю, за пользование электроэнергией.

В соответствии с ч.3 ст.20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего кодекса, сохраняется.

Учитывая, что земельный участок предоставлен ФИО1 в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности, а Гриценко С.Н. принял и наследство в виде спорного земельного участка, суд обоснованно удовлетворил исковые требования Гриценко С.Н., признав за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу - <адрес> .

В соответствии с п. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается смертью.

В связи со смертью, ФИО1 утратил правоспособность (т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности), вследствие чего суд пришел к правильному выводу, что не имеется законных оснований для признания за умершим права собственности на земельный участок по вышеназванному адресу.

Вместе с тем, суд обоснованно отказал Администрации г.о.Сызрань о прекращении за ФИО1 права собственности на жилой дом по <адрес>. <адрес>, поскольку в связи со смертью ФИО1 утратил правоспособность, кроме того, жилой дом по <адрес>. <адрес> фактически отсутствует, в связи с чем, произошло фактическое прекращение права собственности ФИО1 на недвижимое имущество в результате его гибели.

Доводы жалобы о том, что суд не применил п.1 ст.39 ЗК РФ к данным правоотношениям, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В порядке исключения действие закона может распространяться и на отношения, возникшие до введения его в действие, но только тогда, когда это прямо предусмотрено законом.

Поскольку гибель имущества произошла в 1987г., до принятия ЗК РФ, нормы п.1 ст.39 ЗК РФ к данным правоотношениям неприменимы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 13 июля 2011года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г.о.Сызрань Самарской области без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: