Судья: Кривицкая О.Г. гр. дело № 33-10040 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 26 сентября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего –Филатовой Г.В., судей – Сказочкина В.Н., Подольской А.А., при секретаре –Мучкаевой Н.П., с участием прокурора – Фоминой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации городского округа Самара на решение Самарского районного суда г.Самары от 16 августа 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора Самарского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №1, администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации городского округа Самара, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить частично. Обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрацию г.о. Самара, муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния зданий школы (<адрес>) в соответствии с действующим законодательством, а именно: на путях эвакуации пол (коридоры) выполнить из материалов соответствующих требованиям пожарной безопасности. В удовлетворении исковых требований прокурора Самарского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №1, администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации городского округа Самара о обязании установить пожарные шкафы пожарных кранов сертифицированные в области пожарной безопасности отказать». Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения Осетровой К.Н. (представителя Администрации г.о. Самара), Семенова А.В. (представителя Департамент образования администрацию г.о. Самара), Нарушевой М.М.(представителя муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №1), поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Фоминой И.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Самарского района г.Самары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, МОУ СОШ №1 г. Самары о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, указав, что в ходе проверки, проведенной ОГПН, в МОУ СОШ №1г. Самары выявлены нарушения правил пожарной безопасности: на путях эвакуации на полу (коридоры) применяется материал с высокой пожарной опасностью, чем нарушен ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.25*; пожарные шкафы пожарных кранов не сертифицированы в области пожарной безопасности (установлены самодельные пожарные шкафы, выполненные из деревянных конструкций), нарушен ППБ 01-03 п.3, ГОСТ 51844-2009 п.5.12, СНиП 2.04.01-85* п.6.13, выдано предписание. Поскольку нарушения до настоящего времени не устранены, прокурор Самарского района г. Самары уточнив исковые требования, просил признать бездействие ответчиков по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в МОУ СОШ №1 г.Самары незаконным; обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МОУ СОШ №1 г. Самары устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в помещении расположенном по адресу: <адрес>, для чего выполнить организационно-хозяйственные мероприятия: на путях эвакуации пол (коридоры) выполнить из материалов соответствующих требованиям пожарной безопасности и установить пожарные шкафы пожарных кранов сертифицированные в области пожарной безопасности. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе представитель Администрации г.о. Самара просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным. В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Согласно ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: -реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; -разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. В силу ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Судом установлено, что при проведении проверки соблюдения требований противопожарной безопасности, в здании МОУ СОШ №1 г. Самары выявлены нарушения: - на путях эвакуации на полу (коридоры) применяется материал с высокой пожарной опасностью (нарушен ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.25*); - пожарные шкафы пожарных кранов не сертифицированы в области пожарной безопасности (установлены самодельные пожарные шкафы, выполненные из деревянных конструкций) (нарушен ППБ 01-03 п.3, ГОСТ 51844-2009 п.5.13, СНиП 2.04.01-85* п.6.13); Указанные нарушения до настоящего времени не устранены. Пунктом 10 ч.1 ст.7 Устава г.о. Самара, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах г.о. Самара относится к вопросам местного значения. Администрация г.о. Самара является исполнительно-распорядительным органом г.о. Самара наделяемым полномочиями по решению вопросов местного значения и по разработке проекта решения о бюджете г.о. Самара на очередной финансовый год, осуществляет исполнение бюджета (ч.1, ч.3 ст.25 Устава). Статьей 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Положением о Департаменте образования Администрации города Самара, утвержденным Постановлением главы города Самары №33 от 20.02.2004г. предусмотрено, что Департамент является структурным подразделением администрации города Самары, одной из его задач является сохранение и развитие материально-технической базы учреждений и организаций муниципальной системы образовав обеспечение соблюдения законодательства РФ об образовании на территории города Самары (п.п.2.11 2.12). В функции Департамента образования входит учреждение муниципальных образовательных учреждений от имени муниципального образования города Самары (п.3.9), разработка нормативов финансирования образовательных учреждений и предложение по совершенствованию систем финансирована (п.3.15), прогнозирование потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений и технический надзор за проведением реконструкции, капитального и текущего ремонта (п.3.16. и 3.17). Из чего следует, что ответчики обязаны обеспечивать финансирование, развитие материально-технической базы образовательных учреждений и соответствие их состояния требованиям санитарных норм и правил. В силу изложенного и принимая во внимание, что бездействие ответчиков создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних граждан, педагогов, а также неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании образовательного учреждения, суд обоснованно удовлетворил исковые требования в части, признания бездействия ответчиков по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в МОУ СОШ №1 г. Самары незаконным и обязал их устранить нарушение по выполнению на путях эвакуации полов (коридоры) из материалов соответствующих требованиям пожарной безопасности, поскольку указанное нарушение требований пожарной безопасности допускается продолжительное время, состояние противопожарной безопасности в МОУ является объектом постоянного контроля ОГПН района, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить МОУ СОШ №1 г. Самары средства на устранение допущенных нарушений. Кроме того, образовательное учреждение самостоятельно, без привлечения дополнительных средств не имеет возможности устранить выявленные нарушения из-за отсутствия денег на противопожарные мероприятия. Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании установить пожарные шкафы пожарных кранов, судом обоснованно принято во внимание, что предписание по нему вынесено 16.06.2011г., срок устранения нарушения установлен до 25.04.2012г. Кроме того, заявка на получение денежных средств для устранения указанного нарушения МОУ СОШ №1 г.о. Самара подана после получения предписания ОГПН, а деньги будут заложены в бюджет лишь на 2012г. Доводы кассационной жалобы о том, что администрация г.о. Самара исполняет свои расходные обязательства в отношении МОУ СОШ №1 г.о. Самара в полной мере, несостоятельны, т.к. судом установлено, что выделенных денежных средств не достаточно для выполнения всех мероприятий, указанных в предписании ОГПН по обеспечению требований пожарной безопасности. Вместе с тем, согласно п.3 Положения о бюджетном процессе в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы администрации городского округа (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа. В соответствии со ст. 6 БК РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством. Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Утверждение бюджета г.о. Самара находится в компетенции думы г.о. Самара. Довод кассационной жалобы о том, что решением суда не конкретизировано в части определения кто из ответчиков и в какой доле каждый из них должен исполнять данное решение, не может быть принят во внимание, поскольку каждый из ответчиков несёт обязательства в той мере, в которой законами и подзаконными актами на них возложена обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности. Исполнение 9 из 10 требований УГПН ГУ МЧС России по Самарской области не снимает обязанности по полному устранению несоответствия требованиям пожарной безопасности. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Самарского районного суда г.Самары от 16 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.о. Самара – без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-