Судья: Кривицкая О.Г. Гр.д. № 33-9758 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 19 сентября 2011г., судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего: Шуковой Н.М. Судей: Салдушкиной С.А., Сказочкина В.Н. При секретаре: Тимагине Е.А. Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Самара на решение Самарского районного суда г. Самары от 16 августа 2011 г., которым постановлено: «Исковые требования прокурора Самарского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному «учреждению детский сад № 49, администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации городского округа Самара, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить. Признать бездействие администрации городского округа Самара, департамента образования администрации городского округа Самара в части непринятия мер к устранению нарушений пожарной безопасности МДОУ детский сад №49 незаконным. Обязать администрацию г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара, МДОУ детский сад №49 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния зданий МДОУ в соответствие с действующим законодательством, а именно (по адресу: <адрес>): выполнить ступени лестничного марша одинаковой высотой; на полу на путях эвакуации выполнить перепад высот в соответствии с требованиями ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.28* (установить пандус с уклоном 1:6); выполнить ширину эвакуационного выхода не менее 1,2 м; лестничную клетку (здание 3 степени огнестойкости) выполнить в соответствии с требованиями ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.43; (по адресу: <адрес>), установить двери складских помещений, бельевой с требуемым пределом огнестойкости, противопожарным 2-го типа; выполнить высоту запасного эвакуационного выхода более 1,9 м; осуществить выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., пояснения заведующей МДОУ детский сад №49 Будаковой Н.В., представителя Департамента образования администрации г.о. Самары - Семенова А.В., (по доверенности), заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Самарского района г. Самары, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара г.о. Самары и МДОУ детский сад №49 о признании бездействия незаконным и возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной в МДОУ проверки выявлено, что в помещениях, занимаемых образовательным учреждением, выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности. Система противопожарной защиты здания МДОУ детский сад №49 (являющегося муниципальной собственностью) не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости. Без привлечения дополнительных средств МДОУ самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия. Ссылаясь на то, что до настоящего времени нарушения правил пожарной безопасности не устранены, прокурор Самарского района г. Самары (с учетом уточненных требований) просил суд признать бездействие Администрации городского округа Самара, Департамента образования администрации г.о. Самары, МДОУ детский сад №49 незаконными, обязать ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности в МДОУ, а именно: (по адресу: <адрес>) выполнить ступени лестничного марша одинаковой высотой; на полу на путях эвакуации выполнить перепад высот в соответствии с требованиями ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.28* (установить пандус с уклоном 1:6); выполнить ширину эвакуационного выхода не менее 1,2 м; лестничную клетку (здание 3 степени огнестойкости) выполнить в соответствии с требованиями ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.43; (по адресу: <адрес>), установить двери складских помещений, бельевой с требуемым пределом огнестойкости, противопожарным 2-го типа; выполнить высоту запасного эвакуационного выхода более 1,9 м; осуществить выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит решение суда отменить, вынести новое решение. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Судом установлено, что прокуратурой Самарского района г.Самары проверено соблюдение в МДОУ детский сад № 49 законодательства об образовании. Из материалов дела усматривается, что в МДОУ детский сад №49 выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.03 № 313, Закона РФ «Об образовании», а именно: в здании образовательного учреждения по адресу: <адрес>: -ступени лестничного марша имеют различную высоту, ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.28*; -на полу на путях эвакуации допускается перепад высот (установлен пандус с уклоном более 1:6), ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.28*; - ширина эвакуационного выхода менее 1,2 м, ППБ 01-03 п.3, СниП 21-01-97 п.6.16; -имеется открытая лестничная клетка (здание 3 степени огнестойкости) ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.43*. В здании, расположенном по адресу: <адрес>: -двери складских помещений, бельевой не имеют требуемого предела огнестойкости, не выполнены противопожарным, 2-го типа, ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82; -высота запасного эвакуационного выхода не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности- менее 1,9 м, ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.16; -выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации не осуществлен по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы, ППБ 01-03 п.З, НПБ 88-2001 п. 13.4, НПБ 110-03 п.12; Наличие указанных нарушений подтверждается актом проверки от 04.04.2011 года. Согласно ст.ст.37,38 ФЗ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.94г. граждане, организации и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, выполнять предписания, постановления и другие законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Система противопожарной защиты здания МДОУ детский сад №49 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности, как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости. Источником формирования финансовых ресурсов МДОУ детский сад №49 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль его исполнения. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара. Решение вопросов местного значения в соответствии со ст. 25 Устава относится к компетенции администрации г.о. Самара. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Устава Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ч.3 ст.25 Устава Администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения наделяется полномочиями по разработке проекта решения о бюджете городского округа Самара на очередной финансовый год, осуществляет исполнение бюджета, а также осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Самарской области и настоящим Уставом, решениями Думы городского округа Самара, постановлениями Администрации г.о.Самара к полномочиям исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. В соответствии со ст.27 Устава Департамент управления имуществом г.о.Самара является органом местного самоуправления, наделяемый уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара. Согласно п.п. «з», «и», «л» ст.47 Устава Департамент осуществляет исполнение постановлений Администрации г.о.Самара о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений городского округа Самара в установленном порядке утверждает уставы указанных юридических лиц, передает муниципальное имущество в оперативное управление муниципальным казенным предприятиям г.о.Самары и муниципальным учреждениям городского округа Самары, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями городского округа Самара. Согласно ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. В соответствии со статьей 45 Федерального закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, в соответствии с документацией, согласованной органом охраны объектов культурного наследия. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Согласно акту технического состояния объекта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Министерством культуры Самарской области, здание, расположенное по адресу: <адрес>, литеры <данные изъяты>, является объектом культурного наследия «Усадьба Шепелевых - полукаменный дом по улице, - полукаменный флигель во дворе, - ворота». Здание двухэтажное, кирпичное. Общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов здания удовлетворительное. Стены кирпичные, окрашены, деформаций и отклонений от плоскости при осмотре не зафиксировано. Имеются трещины подоконных и надоконных простенков бокового фасада. Имеется трещина по перемычке на уровне второго этажа. Крыша вальмовая со стальным перекрытием, состояние удовлетворительное. Оконные и дверные проемы первого этажа неоднократно изменялись, оконные проемы второго этажа лучковые, сохранность удовлетворительная. Общее состояние внутренних элементов удовлетворительное, перекрытия плоские, деревянные. Прогибы не обнаружены. Полы отремонтированы с применением современных материалов. Потолки плоские, подвесные. Стены кирпичные, перегородки деревянные, частично облицованы плиткой, состояние удовлетворительное. Имеются две лестницы с бетонными маршами и простыми ограждениями. В помещении имеется центральное отопление. Судом установлено, что проведение работ по устранению нарушений санитарного законодательства не окажет влияния на сохранность объекта культурного наследия и не затронет предмет его охраны, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому устранение указанных нарушений возможно при условии обеспечения сохранности данного объекта культурного наследия. В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится обеспечение составления проекта бюджета городского округа и разработка и представление документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета; подготовка предложения по внесению изменений в решение о бюджете городского округа. Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации городского округа Самара. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара. Решение вопросов местного значения в соответствии со ст. 25 Устава относится к компетенции администрации г.о. Самара. Судом установлено, что выявленные в МДОУ детский сад №49 нарушения пожарной безопасности, допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности МДОУ является объектом постоянного контроля ОГПН района, в связи с чем администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить МДОУ средства на устранение нарушений пожарной безопасности. При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленные нарушения посягают на права неограниченного круга лиц (обучающихся в данном образовательном учреждении, преподавательского состава, лиц, случайно оказавшихся в здании лицея) на охрану здоровья, гарантированные ст. ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными, в связи с чем правильно удовлетворил иск прокурора Советского района г. Самары. При этом суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчиков о том, что истцом не представлено доказательств возможности выполнения ширины эвакуационного выхода не менее 1,2 м. Так, согласно заключению Министерства культуры Самарской области, и пояснений представителя Министерства, выполнение второго выхода возможно, более того, такие мероприятия будут отвечать интересам памятника культуры, которым является указанное здание, если выход сделать в том же месте, где он был и ранее, как это усматривается из фотографий и архивных данных. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не усматривается. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено Доводы администрации в кассационной жалобе об исполнении своих обязательств в пределах лимитов бюджетных ассигнований, не могут быть приняты во внимание, т.к. обязанность ответчика по обеспечению требований пожарной безопасности законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования. На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Самарского районного суда г. Самары от 16 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.о. Самара – без удовлетворения. Председательствующий Судьи