Судья Маркова Н.В. гр. касс. дело № 33- 9972/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 27 сентября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Акининой О.А., судей: Набок Л.А., Ефремовой Л.Н., с участием прокурора Хуснутдиновой А.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 18 августа 2011 года, которым постановлено: «Иск удовлетворить. Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Белову А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., заключение прокурора Хуснутдиновой А.Р., полагавшей решение оставить без изменений, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Истец – прокурор Центрального района г.Тольятти Самарской области в интересах Белова А.В., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, обратился в суд к Мэрии г.о.Тольятти с иском о предоставлении вне очереди жилого помещения Белову А.В., как лицу оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Постановлением мэра г.о.Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ Белов А.В. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемым по договорам социального найма, однако до настоящего времени Белов А.В. жильем не обеспечен. Прокурор просил суд обязать мэрию г.о.Тольятти предоставить Белову А.В. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек. Соистец Белов А.В. иск поддержал, просил предоставить ему вне очереди жилое помещение. Ответчик иск не признал. Судом постановлено вышеизложенное решение. В кассационной жалобе представителем Мэрии г.о.Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит основания для отмены решения суда. На основании ст. 6 Федерального закона РФ № 189 от 29.12.2004г. «О введении в действие ЖК РФ», с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. В соответствии с п.2 ч.2, ч.3 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 4 Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Статьей 8 Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательного учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в радах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждена исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 5 Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходным обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании п.2 Закона Самарской области от 05.03.2005г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения», органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ. Согласно ст. 2 Закона Самарской области № 87-ГД от 11.07.06г. «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что Белов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Белова А.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения о его отце в свидетельство о рождении внесены по заявлению матери. Белов А.В. в несовершеннолетнем возрасте содержался за государственный счет и воспитывался в государственных учреждениях(в детских домах). Белов А.В. закрепленного жилья не имеет. Белов А.В. не имеет в собственности жилые помещения. Белов А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> Постановлением мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, Белов А.В. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек. Представитель ответчика не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории. Данный довод судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание по следующим основаниям. Так, статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Самарской области «О жилище», при наличии у заявителя и членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя их суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Таким образом, жилищные права Белова А.В. подлежат защите путём предоставления ему вне очереди жилой площади. Доводы представителя мэрии г.о.Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, что мэрия г.о. Тольятти, являясь органом местного самоуправления, предоставляет жилые помещения лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в пределах субвенций, поступивших из областного бюджета на осуществление переданных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание по следующим основаниям. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому, учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Таким образом, и на федеральном уровне, и на уровне субъекта РФ обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления. При этом у льготников есть право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение субвенции (социальной выплаты). Вышеприведенные положения Законов Самарской области не подменяют собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлены на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан. При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что на мэрию г.о.Тольятти следует возложить обязанность обеспечить истца жилой площадью в г.Тольятти вне очереди по договору социального найма на состав семьи один человек, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы кассационной жалобы представителя Мэрии г.о.Тольятти о несогласии с решением суда по основаниям, которые приводились им в суде первой инстанции, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 18 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Мэрии г.о.Тольятти - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: