О внеочередном предоставлении жилого помещения либо социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте муниципального района Нефтегорский не ниже установленных социальных норм, отвечающем санитарным и техническим требованиям.



Судья: Лопутнев В.В. Гр. дело № 33-10078/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 сентября 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Ермаковой Е.И.,

судей – Калинниковой О.А. и Решетняк М.А.

при секретаре – Триер А.И.

с участием прокурора – Пискаревой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации муниципального района Нефтегорский на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 22.08.2011 г., которым постановлено:

«Иск Нефтегорского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области обеспечить Ежова В.В. вне очереди жилым помещением в черте муниципального района Нефтегорский не ниже установленных социальных норм, отвечающем санитарным и техническим требованиям».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ермаковой Е.И., объяснения представителя Администрации муниципального района Нефтегорский Босяковой З.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу Ежова В.В. и его представителя Кияева В.А., заключение прокурора Пискаревой И.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Нефтегорский межрайонный прокурор в интересах Ежова В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Нефтегорский о внеочередном предоставлении жилого помещения либо социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте муниципального района Нефтегорский не ниже установленных социальных норм, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

В обоснование требований указал, что Ежов В.В. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за ним не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет. Ежов В.В. включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение Ежову В.В. не предоставлено, прокурор просил обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский предоставить Ежову В.В. вне очереди жилое помещение в черте муниципального района Нефтегорский не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям либо социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация муниципального района Нефтегорский просит отменить решение суда как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, а также путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для дальнейшего предоставления жилых помещений лицам данной категории.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом.

Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

Согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Анализируя приведенные выше нормы материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как установлено судом, Ежов В.В. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за ним не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет. Ежов В.В. включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Право Ежова В.В. на внеочередное предоставление жилого помещения ответчиком не оспаривается.

До настоящего времени жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья истцу не предоставлены.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что при реализации права Ежова В.В. на предоставление социальной выплаты должны соблюдаться права иных очередников, а также об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд обоснованно не принял во внимание, указав, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также и от иных условий.

Суд правомерно возложил обязанность по предоставлению Ежову В.В. жилого помещения на администрацию муниципального района Нефтегорский, поскольку согласно ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области.

С учетом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, обязав Администрацию муниципального района Нефтегорский обеспечить Ежова Владимира Васильевича вне очереди жилым помещением в черте муниципального района Нефтегорский не ниже установленных социальных норм, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Доводы кассационной жалобы о ненадлежащем финансовым обеспечении переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот не могут служить основанием для отмены правильного решения суда.

Оснований для привлечения к участию в деле Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и возложения на него каких-либо обязанностей по заявленным исковым требованиям у суда не имелось.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 22 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Нефтегорский – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: