Судья: Семенцев С.А. гр.дело № 33-10008/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 22 сентября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего: Ермаковой Е.И., Судей: Захарова С.В., Калинниковой О.А., при секретаре – Хоциной О.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20 июля 2011 года, которым постановлено: «Заявление Махарова Ш.Т. удовлетворить частично. Признать действия Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату заявления Махарова Ш.Т. о предоставлении в собственность земельного участка, без номера, площадью 1062,97 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, используемого «под садоводство», в адрес заявителя, незаконным. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем совершения действий, направленных на установление оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка, площадью - 1063 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В удовлетворении остальной части требований Махарову Ш.Т. отказать». Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., возражения представителя Махарова Ш.Т. – Смирновой Е.А. (по доверенности) на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Махаров Ш.Т. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства имущественных отношений Самарской области. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно свободного от прав третьих лиц земельного участка, площадью 1063 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, используемого под садоводство, приложив все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ Решением Октябрьского районного суда Министерство обязано совершить действия по рассмотрению его заявления в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области возвратило ему пакет документов, мотивируя невозможностью предоставления земельного участка по причине отсутствия свидетельств о регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, тем самым требуя от него пакет документов, предусмотренный ст. 36 ЗК РФ. Полагает, что возврат документов Министерства имущественных отношений Самарской области является незаконным, нарушает его законные права и интересы, его заявление по существу не рассмотрено. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Махаров Ш.Т. просил суд признать возврат документов Министерством имущественных отношений Самарской области по вопросу рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении земельного участка площадью 1063 кв.м., расположенного по адресу; <адрес> используемого под садоводство незаконным; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению направить в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение отменить, принять новое решение, отказав истцу в удовлетворении заявления. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным. В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Махаров Ш.Т. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно, в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области «О земле», земельного участка, площадью 1063 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для садоводства, приложив необходимые документы. В связи с длительным неизвещением о результатах рассмотрения, Махаров Ш.Т. обратился в суд с заявлением об спаривании бездействия Министерства имущественных отношений. Решением Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, бездействие Министерства признано незаконным, оно обязано в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда совершить действия по рассмотрению заявления Махарова Ш.Т. о предоставлении указанного выше земельного участка (л.д. 25-28). Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области возвратило Махарову Ш.Т. пакет документов, указав на непредставление правоподтверждающих документов на строение, расположенное на испрашиваемом в собственность земельном участке, наличие которого установлено в ходе осмотра участка министерством (л.д. 8). В соответствии с ч. 1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с п. 2.3. вышеуказанного Порядка предоставления земельных участков, Министерство имущественных отношений Самарской области обязано не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в п.п. 2.1. и 2.2. Порядка, провести их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоответствие установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. Таким образом, исходя из положений законодательства, вопрос о возврате документов, в случае их несоответствия предъявляемым требованиям, должен быть разрешен не позднее следующего дня с даты поступления. Между тем, материалами дела подтверждается, что заявление и документы, представленные Махаровым Ш.Т., находились в Министерстве имущественных отношений более 1 года 8 месяцев. Более того, специалистами Министерства был осуществлен осмотр испрашиваемого земельного участка, что свидетельствует о том, что заявление Махарова Ш.Т. было принято к рассмотрению. При этом, на стадии принятия заявления оснований к возврату документов заявителю Министерством не усмотрено. Согласно п. 2.4. Порядка предоставления земельных участков, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации, при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В соответствии с Приложением № 2 к Порядку предоставления земельных участков, в случае если на земельном участке располагаются объекты недвижимости, в том числе временные объекты, заявители предоставляют заверенные в установленном порядке копии свидетельств о государственной регистрации прав на данные объекты, выписку из ЕГРП либо соответствующее разрешение органа местного самоуправления на установку объекта либо акт принятия в эксплуатацию временного объекта и пр. Указанные положения являются общими, как для лиц, обратившихся за бесплатным предоставлением свободных (не занятых строениями) земельных участков в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области «О земле», так и для лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка по иным, предусмотренным земельным законодательством основаниям. Таким образом, перечень прилагаемых к заявлению документов, зависит от конкретного основания к обращению за предоставлением земельного участка. Махаров Ш.Т., как следует из материалов дела, обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения садоводства в порядке ст. 9 Закона Самарской области «О земле», не заявляя о наличии на участке каких либо строений и наличии у него прав на эти строения, а также о приобретении земельного участка по основаниям, установленным ст. 36 ЗК РФ (исключительное право на приватизацию участка собственника расположенного на нем здания, строения, сооружения). Поэтому суд обоснованно исходил из того, что в данном случае, действующим законодательством на Махарова Ш.Т. не возложена обязанность по предоставлению в Министерство правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на имеющийся, по мнению Министерства, на испрашиваемом земельном участке объект недвижимости, в связи с чем возврат Махарову Ш.Т. пакета документов, уже принятых к рассмотрению Министерством, нельзя признать правомерным. Как правильно указал суд, Министерство имущественных отношений Самарской области, установив в ходе рассмотрения заявления, что на испрашиваемом заявителем земельном участке имеется строение, в целях установления факта наличия или отсутствия прав третьих лиц на данное строение, обязано проверить это путем направления соответствующих запросов в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке. По результатам проверки, в силу п. 2.4. Порядка, при наличии оснований для предоставления земельного участка, министерство обязано направить в уполномоченный орган местного самоуправления обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо, при выявлении препятствий для предоставления земельного участка - направить отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. Однако, решение по заявлению Министерством не принято до настоящего времени. Поскольку возврат Махарову Ш.Т. документов Министерством, при отсутствии к этому правовых оснований, является препятствием для осуществления заявителем его прав и свобод, суд законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав действия Министерства имущественных отношений Самарской области в указанной части незаконными. При этом, суд также правильно учел наличие вступившего в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым Министерство было обязано в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда совершить действия по рассмотрению заявления Махарова Ш.Т. Вместе с тем, принимая во внимание, что основания для предоставления земельного участка Махарову Ш.Т. до настоящего времени не установлены, поскольку Министерством наличие прав третьих лиц на строение не проверено, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя об обязании Министерства имущественных отношений направить в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара обращение для утверждения схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Доводы кассационной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области о неправильной оценке судом обстоятельств дела, неправильном применении закона по вышеуказанным основаниям несостоятельны. Утверждения в жалобе о наличии оснований к возврату документов Махарову Ш.Т., а также о том, что на заявителе, в данном случае, лежала обязанность по предоставлению правоподтверждающих документов на определенный объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, основаны на неправильном толковании закона. Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: