Судья: Чернышев М.В. № 33-10073/ 2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 29 сентября 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего – Моргачё вой Н.Н. Судей – Сорокиной Л.А. и Решетняк М.А. с участием прокурора Пискаревой И.В. при секретаре – Мучкаевой Н.П. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 15 августа 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Прокурора Красноглинского района г. Самары удовлетворить. Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Илларионовой (до брака Румянцева) О.А. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г. Самары согласно действующему законодательству за счет средств областного бюджета». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Моргачёвой Н.Н., возражения на кассационную жалобу Илларионовой О.А., заключение прокурора прокуратуры Самарской области Пискаревой И.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Красноглинского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах Илларионовой (до брака Румянцева) О.А. к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Министерству управления финансами Самарской области, 3-е лицо Правительство Самарской области о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В иске указал, что Илларионова О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На основании заявления она включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г. Самаре, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади Администрации г.о. Самара. Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, прокурор просил суд обязать Главу г.о. Самары, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Илларионовой О.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в черте г.о. Самара, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самары просит отменить решение суда как незаконное. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями. Согласно ст.ст. 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 года № 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период. В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В соответствии со ст. 22 Устава г.о.Самара в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: а) Дума г.о.Самары - представительный орган г.о. Самары; б) Глава г.о.Самары - высшее должностное лицо г.о.Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; в) Администрация г.о. Самара - исполнительно-распорядительный орган г.о.Самара, возглавляемый Главой г.о. Самара; г) Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара (иные органы местного самоуправления г.о. Самара). Из материалов дела следует, что Илларионова (до брака Румянцева) О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Илларионовой О.А. – ФИО1, была лишена родительских прав в отношении дочери решением Сергиевского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Сергиевского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ над Румянцевой (после заключения брака Илларионовой) О.А. установлена опека. На основании заявления Илларионовой О.А. распоряжением Первого заместителя Главы городского округа Самара от 28.01.2011 №-р она включена в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по гор. Самара, в соответствии с датой подачи заявления – 19.04.2010 года. Согласно данному постановлению истец числится под номером - 267. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области, ей не выделялась, что не отрицалось сторонами в судебном заседании. При таких обстоятельствах правильным является вывод суда о том, что ответчики: Глава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, - в пределах своей компетенции обязаны осуществить предоставление Илларионовой О.А. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, которую она желает получить, за счет финансовых средств (субвенций) на осуществление подобных полномочий из средств областного бюджета. Оспаривая решение суда, Департамент управления имуществом г.о. Самара в кассационной жалобе ссылается на то, что он не наделен отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями или социальными выплатами на приобретение (строительство) жилого помещения, в связи с чем он не нарушает права Илларионовой О.А., и, как следствие, не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Данные доводы не могут быть приняты во внимание. Согласно п. 1.9. Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 28.05.2009 года № 754, в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом Департамент управления имуществом, среди прочего, осуществляет предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда нуждающимся гражданам по договорам социального найма, а также гражданам, имеющим право на получение жилых помещений, в соответствии с действующим законодательством РФ и Самарской области. Согласно п. 1.10 Положения в сфере жилищных отношений Департамент управления имуществом г.о. Самара, является, кроме прочего, получателем финансовых и материальных ресурсов в рамках реализации на территории городского округа Самара действующего законодательства, федеральных целевых программ, а также подпрограмм федеральных целевых программ, целевых программ Самарской области и городского округа Самара по обеспечению граждан жильем. При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу приведенных выше норм действующего законодательства обязанность обеспечения детей-сирот жилыми помещениями или предоставление им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения является обязанностью органов местного самоуправления, не имеется оснований полагать, что Департамент управления имуществом г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Не опровергают выводы суда доводы кассатора о том, что органы местного самоуправления не имеют возможности для своевременного осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями или социальными выплатами на приобретение (строительство) жилого помещения ввиду недостаточного объема выделяемых бюджетом Самарской области денежных средств. Данные обстоятельства не имеют правового значения для правильного разрешения настоящего дела. Более того, наличие у Илларионовой О.А. установленного ст. 57 ЖК РФ права на предоставление жилых помещений (получение социальной выплаты) вне очереди, не предполагает включения ее в какую-либо очередь. Не может служить основанием для удовлетворения жалобы довод о том, что решение постановлено с существенным нарушением норм процессуального права, поскольку суд, не указал в решении, в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить возложенное на них обязательство (ст. 207 ГПК РФ). Судом установлено, что каждый из ответчиков наделен в силу их компетенции определенными полномочиями по предоставлению лицам указанной категории жилья или социальной выплаты на приобретение жилья. Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ и влекущих отмену принятого решения, судом не допущено. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: