О возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества



Судья: Бибиков В.А. Гр.д. № 33-10234

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Шуковой Н.М.

судей: Салдушкиной С.А., Сказочкина В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального района Елховский Самарской области на решение Кошкинского районного суда Самарской области от 06 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Признать объект недвижимого имущества- КТП ТС 105X250 и линий электропередачи расположенные по адресу <адрес> бесхозяйным.

Обязать Администрацию муниципального района Елховский Самарской области обратиться в управление Росреестра по Самарской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества КТП ТС 105X250 и линий электропередачи расположенных <адрес>».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Елховского района Самарской области обратился в суд с иском к администрации муниципального района Елховский Самарской области об обязании ответчика о постановке на учет бесхозяйного имущества.

В обоснование указал, что прокуратурой Елховского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об организации электроснабжения населения, на территории муниципального района Елховский Самарской области, в ходе которой установлено, что на территории села Елховка муниципального района Елховский Самарской области имеется бесхозяйное недвижимое имущество - комплектная трансформаторная станция (КТП) ТС 105/250, расположенная по адресу: <адрес>, напротив дома , и линия электропередач протяженностью 1850 м, расположенная по адресу: <адрес>, снабжающие жителей домов указанных улиц электроэнергией.

Так же указал, что между администрацией сельского поселения Елховка муниципального района Елховский и администрацией муниципального района Елховский Самарской области заключено соглашение о передаче осуществления муниципальному району Елховский Самарской области полномочий по электроснабжению поселений.

РЭС СПО филиала ОАО «МРСК Волги» -«СРС» в адрес главы муниципального района Елховский Самарской области направлялась информация о бесхозяйственных объектах электрического оборудования и линий электропередач.

Ссылаясь на то, что указанные объекты недвижимости в настоящее время собственника не имеют, на обслуживании у какой-либо сетевой организации не находятся,

что приводит к невозможности содержания надлежащим образом данных объектов, в том числе устранения аварий на указанных объектах, вследствие чего нарушаются права неопределенного круга лиц на защиту их жизни и здоровья вследствие аварийных ситуаций на указанном бесхозяйном объекте, граждан, проживающих в указанных домах, на потребление электроэнергии в необходимых количествах, в нарушение требований закона администрацией муниципального района Елховский Самарской области не принято мер по постановке на учет бесхозяйного указанного недвижимого имущества, прокурор и обратился в суд.

Просит признать объект недвижимого имущества - комплектную трансформаторную станцию (КТП) ТС 105/250 и линию электропередач, расположенные по адресу: <адрес>, снабжающие жителей домов указанных улиц электроэнергией; обязать администрацию муниципального района Елховский Самарской области в управление Росреестра по Самарской области обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества; признать бездействие администрации в этой части незаконным.

Судом постановлено указанное выше решение, которое администрация муниципального района Елховский Самарской области в кассационной жалобе просит отменить, считая его не законным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).

Согласно пункту 21 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

Пункт 5 Положения предусматривает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

При этом документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в силу пункта 7 Постановления, в том числе являются:

- выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

- выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Таким образом, исходя из изложенных норм действующего законодательства, учет бесхозяйного имущества осуществляется в случае отсутствия собственника или если собственник неизвестен с выполнением условий пункта 7 Положения, либо в случае установления собственника данного недвижимого имущества при условии выполнения пунктов 8 и 9 Положения.

Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 15 указанного закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашение с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им своих полномочий за счет средств межбюджетных трансфертов, перечисляемых из бюджета этих поселений в бюджет муниципального района.

Из соглашения о передаче осуществления части полномочий сельского поселения Елховка от 27.12.2010 года, заключенного между администрацией сельского поселения Елховка муниципального района Елховский и администрацией муниципального района Елховский Самарской области, следует, что администрация сельского поселения Елховка муниципального района Елховский передала свои полномочия по вопросам находящихся на территории поселения муниципальному району Елховский Самарской области по организации в границах поселения электроснабжения поселения.

Кроме того, из части 4 статьи 9 Устава муниципального района Елховский Самарской области следует, что к вопросам местного значения Елховского района относится организация в границах Елховского района электроснабжение поселений.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ спорный объект недвижимого имущества КТП-ТС 105/250 представляет собой объект, имеющий следующие конструктивные элементы:

- фундамент - железобетонные блоки №5, заглубленные в землю;

-контур заземления, расположенный по периметру КТП, состоящий из 8 электродов диаметром 30 кв. мм, заглубленных на 2,5 м в землю и связанных между собой металлическим прутком;

-корпус КТП, выполненный в виде киоска из металлического каркаса, включающий в себя высоковольтный и низковольтный щиты, силовой трансформатор, а также систему проходных и опорных изоляторов;

-линейный разделитель, установленный на отдельно стоящей опоре (дерево на железобетонной приставке);

-от КТП отходят 2 фидера 0,4 кВ, состоящий из смешанных опор (железобетонные, имеющие дефекты, деревянные на железобетонной приставке, деревянные), а также 4 проводов сечением 25 кв.мм.

Имеющиеся в деле документы свидетельствуют об отсутствии собственника на спорное имущество, что не оспаривается сторонами.

Согласно информации государственного регистратора Управления Росреестра в Елховском районе запись о праве собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения об объектах - КТП ТС 105/250 и линии электропередач, расположенных по адресу: <адрес>, отсутствуют.

Как видно из материалов дела администрация муниципального района не представила суду доказательств обращения в соответствующие организации о постановке на учет КТП ТС 105/250 и линии электропередач, споследующей регистрацией права собственности.

При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что бездействие администрации муниципального района Елховский Самарской области по непринятию мер о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества КТП ТС 105/250 и линии электропередачи, расположенных по адресу: <адрес>, является незаконным и обоснованно удовлетворил исковые требования.

Довод кассационной жалобы о том, что администрация муниципального района, является ненадлежащим ответчиком, не может быть принят во внимание, поскольку основан на неправильном толковании закона.

Ссылка на отсутствие финансовых средств в бюджете муниципального района для постановки на учет, не может служить основанием к отмене по существу правильного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Кошкинского районного суда Самарской области от 06 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального районаЕлховский Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: