3 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего – Салдушкиной С.А. Судей: Подольской А.А., Шуликиной С.М. При секретаре: Триер А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании кассационное представление И.о. прокурора Советского района г. Самары на решение Советского районного суда г. Самары от 15 августа 2011 г., которым постановлено: «Прокурору Советского района г. Самары в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц в иске к Администрации г. о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, МОУ СОШ № 91 г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе об образовании, отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., Мнение прокурора Сирик Ю.В., поддержавшей доводы кассационного представления, возражения представителя Администрации г.о. Самара Краснопевцевой Т.Н., представителя Департамента образования Администрации г.о. Самары Гуляевой К.С., директора школы Стаценко Н.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Советского района г. Самары, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования Администрации г.о. Самара, МОУ средняя общеобразовательная школа №91 г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе, об образовании. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения муниципальным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа № 91 г.о. Самара (далее МОУ СОШ№91) законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, установлено, что в МОУ СОШ № 91 отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что нарушает вышеуказанное законодательство. Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор Советского района г. Самары просил признать бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара, по непринятию мер к созданию в МОУ СОШ№ 91 учебно-материальный базы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов незаконным. При этом истец просил суд обязать ответчиков провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения материально-технического состояния здания МОУ СОШ№ 91, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Балаковская 10 «А» в соответствии с действующим законодательством об образовании, а именно: оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Судом постановлено указанное выше решение. В кассационном представлении И.о. прокурора Советского района г. Самары просит решение отменить, поскольку считает его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-Ф3 (ред. от 18.07.2011) «О воинской обязанности и военной службе обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны: подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждение начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат. матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата: медицинское освидетельствование. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-Ф3(ред. от 18.07.2011) «О воинской обязанности и военной службе» Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начально с профессионального и среднего профессионального образование предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. В силу ч.1 ст. 13 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-Ф3(ред. от 18.07.2011) «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов. В соответствии с п. 7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1(ред. от 18.07.2011) «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляет получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой Советского района г. Самары в МОУ СОШ №91 проверкой выявлены нарушения законодательства о воинской обязанности и военной службе, а также об образовании. Проверкой установлено, что отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что нарушает нормы действующего законодательства. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании установлено, что подготовка граждан по основам военной службы и получение ими начальных знаний в области обороны в образовательных учреждениях, среднего (полного) общего образования проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовании» утвержден, в числе прочего, стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности в результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать в том числе: основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан, состав и предназначение Вооруженных Сил РФ, порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу, основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе, основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы. Требование умения вести стрельбу из автомата по неподвижной цели предъявляется к выпускникам образовательных учреждений среднего (полного) общего образования освоившим программу основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне. Довод Прокурора Советского района о том, что в учебном заведении нарушаются требования законодательства о воинской обязанности и воинской службе опровергается наличием в МОУ СОШ №91 учебного плана на 2010-2011 г.г. по преподаванию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», который проводится на базовом уровне, которым не предусмотрено умение выпускников вести стрельбу из автомата по неподвижным целям - (л.д. 27-54). При этом на изучение данного предмета по утвержденной школьной программе отпущен 1 час в неделю. В соответствии с п. 13 Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ№96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010 (далее - Инструкция) обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной служба в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности и жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования: в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. Пунктом 14 указанной Инструкции определено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий. Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 не установлены требования к созданию учебно-материальной базы по основам безопасности жизнедеятельности. Таким образом, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования создание и оборудование стрелковых тиров или мест для стрельбы (электронных стрелковых тренажеров) не требуется, поскольку такое требование не установлено федеральным государственным стандартом начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В соответствии со ст. 25 Устава г.о. Самара к компетенции Администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: разработка проекта решения о бюджете г.о. Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета г.о. Самара. Департамент образования администрации г.о. Самара прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений. В соответствии с Уставом МОУ СОШ № 91 г.о. Самара учредителем школы является Департамент управления имуществом г.о. Самара. Согласно тематическому плану курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в течение 40 часов учащиеся должны изучать основы военной службы в условиях практических занятий на базе воинской части по внеурочное время. Из справки Отдела военного комиссариата Самарской области по Советскому и Железнодорожному району г. Самары от 10.08.2011 г. за №/283 следует, что согласно инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях в 2010-2011 г.г. были проведен учебные сборы с посещением в/ч 90600 и организационное занятие по огневой подготовке из малокалиберной винтовки в тире ДОСААФ МОУ СОШ № 91 количестве 16 человек (л.д. 24). Согласно Приказу Командующего войсками военного округа от 07.05.2011 г. № 254, командующие 2,41 Армии, командиры соединений и воинских частей, начальники учреждений, военные комиссары субъектов РФ ежегодно принимают участие в организации и проведении пятидневных сборов с гражданами, проходящими обучение в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Кроме того, об отсутствии бездействия со стороны Департамента образования администрации г.о. Самара свидетельствует приказ № 589-од от 11.05.2011 г. согласно которому с целью подготовки и проведения военно-полевых сборов юношей-учащихся 10-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений МОУ выделены денежные средства для организации питания юношей-учащихся 10-х классов, участвующих в сборах. Проанализировав вышеизложенные нормы права, представленные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что доводы прокурора Советского района г. Самара о бездействии ответчиков по непринятию мер к созданию в МОУ СОШ№ 91 учебно-материальный базы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов не нашли своего подтверждения. Нарушения ответчиками законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе Прокурором Советского района г. Самары суду не представлено. При таких обстоятельствах, поскольку учащимися МОУ СОШ№ 91 г.о. Самара предоставлен необходимый гарантированный уровень подготовки по основам воинской службы, суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе, об образовании. Доводы кассационного представления в целом являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, данные доводы не могут служить основаниями к отмене решения суда, так как направлены на иную оценку представленных доказательств. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Советского районного суда г. Самары от 15 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление - без удовлетворения. Председательствующий Судьи