об обязании ликвидировать несанкционированную свалку



Судья Богатырёв О.Н. № 33- 10501

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 октября 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Шуликиной С.М.

Судей Митеревой Л.И., Пискуновой М.В.

При секретаре Тимагине Е.А.

С участием прокурора Пискаревой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации сельского поселения Новое Аделяково муниципального рай­она Челно-Вершинский Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 7 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Челно-Вершинского района Самарской облас­ти, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании бездейст­вия администрации сельского поселения Новое Аделяково муниципального рай­она Челно-Вершинский Самарской области по непринятию мер к эффективной очистке территорий сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора незаконным - удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Новое Аделяково муниципаль­ного района Челно-Вершинский Самарской области в срок до 01 ноября 2011г. включительно ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, которая расположена юго-восточнее села Новое Аделяково на расстоянии менее 500 метров от жилых зданий и сооружений. »

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шуликиной С.М., объяснения представителя администрации сельского поселения Новое Аделяково муниципального рай­она Челно-Вершинский Самарской области - Хорошилова Д.А. в поддержание доводов жалобы, заключение прокурора Пискаревой И.В. полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия

У с т а н о в и л а :

Прокурор Челно-Вершинского района Самарской области обратился в суд в защи­ту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Са­марской области о признании бездействия админист­рации сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по непринятию мер к эффективной очистке территорий сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора незаконным, ссылаясь на то, что прокуратурой Челно-Вершинского района Самарской области совместно с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и бла­гополучия человека по Самарской области в Сергиевском районе была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о санитар­но-эпидемиологическом благополучии человека в части вывоза и утилизации бытовых отходов в сельском поселении Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области. В результате данной проверки были выявлены гру­бейшие нарушения норм данного законодательства, в связи с чем прокурор уточнив свои требования просил суд просит признать бездействие администрации сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по непринятию мер к эффективной очистке территорий сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора незаконным, и обязать администрацию сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области ликвидировать несанк­ционированную свалку бытовых отходов и мусора, которая расположена юго-восточнее села Новое Аделяково на расстоянии менее 500 метров от жилых зданий и сооружений, в срок до 01.11.2011г.

Судом постановлено выше указанное решение.

В кассационной жалобе администрация сельского поселения Новое Аделяково муниципального рай­она Челно-Вершинский Самарской области просит данное решение отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Кон­ституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьёй 4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федера­ции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Феде­рации и законы (статья 15).

Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» статье 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребле­ния подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья на­селения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с сани­тарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах про­изводства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответ­ствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельно­сти в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осу­ществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отно­сится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные полномочия закреплены в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с пунктом 19 статьи 7 Устава сельского поселения Новое Аделяко­во к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отхо­дов и мусора.

В силу статьи 76 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окру­жающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Согласно статье 78 данного закона на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей сре­ды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответ­ствии с проектом восстановительных работ.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О про­куратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и госу­дарства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Как видно из материалов дела, требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду.

Судом установлено, что прокуратурой Челно-Вершинского района Самарской области совместно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе проведена проверка соблюдения за­конодательства об экологическом и санитарно-эпидемиологическом благополучии на­селения на территории сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области в части выявления несанкционированных сва­лок на территории муниципального образования.

В нарушение вышеперечисленных требований законодательства и Устава сельско­го поселения на территории сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области в ходе проверки выявлена несанкциони­рованная свалка бытовых отходов и мусора, которая расположена юго-восточнее села Новое Аделяково на расстоянии менее 500 метров от жилых зданий и сооружений. Вы­воз мусора, со слов представителей ответчика осуществляется жителями села, различ­ные виды отходов сваливаются в одну кучу.

Факт указанных нарушений подтверждается материалами дела, актом проверки от 30.08.2011г., справкой Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской облас­ти в Сергиевском районе от 30.08.2011г.,

Принимая во внимание вышеизложенное, установленное, выслушав доводы сторон, суд пришел к правильному выводу о том, что на момент рассмотрения дела данная свалка не устранена, мусор с данной территории не вывезен, а наличие неконтролируемой свалки на территории населенного пункта может привести к таким негативным последствиям как: химическому, микробиологическому, паразитологическому, токсикологическому загрязнению земель, грунтовых вод, воздуха, массовому выплоду мух и других насеко­мых и как следствие послужить причиной возникновения массовых случаев инфекци­онных и неинфекционных заболеваний среди населения.

Судом проверялись доводы представителей администрации сельского поселения о том, что стихийная свалка является следствием действий граждан по отказу от заключения индивидуаль­ных договоров на вывоз твёрдых бытовых отходов и создание выбросом мусора не­санкционированной свалки, а не бездействия администрации сельского поселения, ко­торая все необходимые меры по данному вопросу в пределах сельского поселения вы­полняет, суд обоснованно счел данные доводы несостоятельными, поскольку несмотря на организацию контейнерных площадок, и заключение договора на вывоз с них твёрдых бытовых отходов, на территории сельского поселения образована стихийная свалка, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении органом местного самоуправления обязанности по регулярной очистке территорий муниципального обра­зования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требова­ниями, поэтому суд пришел к обоснованному выводу о бездействие органа местного самоуправления, которое нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно сослался на то, что требования прокурора о признании бездействия админист­рации сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по непринятию мер к эффективной очистке территорий сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора незаконным, и ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, которая расположена юго-восточнее села Новое Аделяково на расстоянии менее 500 метров от жилых зданий и сооружений, являются обоснованными и подлежат удов­летворению.

В силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые дейст­вия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд обязал администрацию сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области уст­ранить выявленную свалку в разумный срок, который, как считает суд, следует опреде­лить до 01 ноября 2011 года включительно.

Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 7 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи