Судья Богатырёв О.Н. № 33- 10501 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 12 октября 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего Шуликиной С.М. Судей Митеревой Л.И., Пискуновой М.В. При секретаре Тимагине Е.А. С участием прокурора Пискаревой И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 7 сентября 2011 года, которым постановлено: «Исковое заявление прокурора Челно-Вершинского района Самарской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании бездействия администрации сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по непринятию мер к эффективной очистке территорий сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора незаконным - удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области в срок до 01 ноября 2011г. включительно ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, которая расположена юго-восточнее села Новое Аделяково на расстоянии менее 500 метров от жилых зданий и сооружений. » Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шуликиной С.М., объяснения представителя администрации сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области - Хорошилова Д.А. в поддержание доводов жалобы, заключение прокурора Пискаревой И.В. полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия У с т а н о в и л а : Прокурор Челно-Вершинского района Самарской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области о признании бездействия администрации сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по непринятию мер к эффективной очистке территорий сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора незаконным, ссылаясь на то, что прокуратурой Челно-Вершинского района Самарской области совместно с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Сергиевском районе была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека в части вывоза и утилизации бытовых отходов в сельском поселении Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области. В результате данной проверки были выявлены грубейшие нарушения норм данного законодательства, в связи с чем прокурор уточнив свои требования просил суд просит признать бездействие администрации сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по непринятию мер к эффективной очистке территорий сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора незаконным, и обязать администрацию сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, которая расположена юго-восточнее села Новое Аделяково на расстоянии менее 500 метров от жилых зданий и сооружений, в срок до 01.11.2011г. Судом постановлено выше указанное решение. В кассационной жалобе администрация сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области просит данное решение отменить, считает его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со статьёй 4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15). Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» статье 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичные полномочия закреплены в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с пунктом 19 статьи 7 Устава сельского поселения Новое Аделяково к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу статьи 76 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Согласно статье 78 данного закона на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Как видно из материалов дела, требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду. Судом установлено, что прокуратурой Челно-Вершинского района Самарской области совместно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе проведена проверка соблюдения законодательства об экологическом и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области в части выявления несанкционированных свалок на территории муниципального образования. В нарушение вышеперечисленных требований законодательства и Устава сельского поселения на территории сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области в ходе проверки выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора, которая расположена юго-восточнее села Новое Аделяково на расстоянии менее 500 метров от жилых зданий и сооружений. Вывоз мусора, со слов представителей ответчика осуществляется жителями села, различные виды отходов сваливаются в одну кучу. Факт указанных нарушений подтверждается материалами дела, актом проверки от 30.08.2011г., справкой Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе от 30.08.2011г., Принимая во внимание вышеизложенное, установленное, выслушав доводы сторон, суд пришел к правильному выводу о том, что на момент рассмотрения дела данная свалка не устранена, мусор с данной территории не вывезен, а наличие неконтролируемой свалки на территории населенного пункта может привести к таким негативным последствиям как: химическому, микробиологическому, паразитологическому, токсикологическому загрязнению земель, грунтовых вод, воздуха, массовому выплоду мух и других насекомых и как следствие послужить причиной возникновения массовых случаев инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения. Судом проверялись доводы представителей администрации сельского поселения о том, что стихийная свалка является следствием действий граждан по отказу от заключения индивидуальных договоров на вывоз твёрдых бытовых отходов и создание выбросом мусора несанкционированной свалки, а не бездействия администрации сельского поселения, которая все необходимые меры по данному вопросу в пределах сельского поселения выполняет, суд обоснованно счел данные доводы несостоятельными, поскольку несмотря на организацию контейнерных площадок, и заключение договора на вывоз с них твёрдых бытовых отходов, на территории сельского поселения образована стихийная свалка, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении органом местного самоуправления обязанности по регулярной очистке территорий муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, поэтому суд пришел к обоснованному выводу о бездействие органа местного самоуправления, которое нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. При таких обстоятельствах, суд обоснованно сослался на то, что требования прокурора о признании бездействия администрации сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по непринятию мер к эффективной очистке территорий сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора незаконным, и ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, которая расположена юго-восточнее села Новое Аделяково на расстоянии менее 500 метров от жилых зданий и сооружений, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Принимая во внимание вышеизложенное, суд обязал администрацию сельского поселения Новое Аделяково муниципального района Челно-Вершинский Самарской области устранить выявленную свалку в разумный срок, который, как считает суд, следует определить до 01 ноября 2011 года включительно. Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 7 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи