10 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего – Шуковой Н.М. Судей: Подольской А.А., Сказочкина В.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Самарской области на решение Самарского районного суда г. Самары от 13 сентября 2011 г., которым постановлено: «Исковые требования Лошмановой М.С. к Военному комиссариату Самарской области об обязыванин выплаты недополученной пенсии удовлетворить в полном объеме. Обязать Военный комиссариат по Самарской области произвести Лошмановой М.С. единовременную выплату недополученной суммы повышения пенсии за период с 01.08.1997 г. по 31.08.2011 г. в размере 50 905. 15 рублей. Обязать Военный комиссариат Самарской области производить Лошмановой М.С. с 01.09.2011 г. выплату пенсии по случаю потери кормильца с повышением, установленным п. «д» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Лошманова М.С. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Самарской области об обязании выплаты недополученной пенсии. В обоснование заявленных требований истица указала, что она является пенсионером МО РФ и получает пенсию в Военном комиссариате Самарской области по случаю потери кормильца. Истица полагает, что ответчиком нарушены ее пенсионные права, поскольку неправомерно не производиться повышение ее пенсии в связи с повышением размера пенсий по старости. Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, с учетом уточненных исковых требований, Лошманова М.С. просила суд взыскать с Военного комиссариата Самарской области задолженность по недоплаченной пенсии за период с 01.08.1997 г. по 31.08.2011 г. в размере 50905,15 руб. по п. «д» ст. 45 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе представитель Военного комиссариата Самарской области просит решение отменить, поскольку считает его незаконным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. Из материалов дела следует, что Лошманова М.С. является пенсионером МО РФ и получает пенсию в Военном комиссариате Самарской области с 01.08.1997 г. по случаю потери кормильца, участвовавшего в боевых действиях. Установлено, что в период получения истицей пенсии по случаю потери кормильца по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон) в период с 01 августа 1997 г. и по настоящее время её исчисление производилось без учета повышения, предусмотренного пунктом «д» статьи 45 Закона. Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», введенный в действие с 01.02.1993 г. предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсию по случаю потери кормильца, которую в соответствии со статьей 28 данного Закона получают семьи погибших (умерших) военнослужащих. Размер же всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, т.е. от дохода, который получал сам кормилец. Статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитывается общее для всех видов пенсий. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг. Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего. Из вышеизложенного следует, что данная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в статье 45 Закона, дающей право на повышение. Данный вывод следует также из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии, по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего). На основании пункта «д» статьи 45 Закона (в редакции до I января 2008 г.) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий ( подпункты 1 -4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанною в части первой статьи 46 Закона. Федеральным законом от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и в соответствии с пунктом «д» статьи 45 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, с 1 января 2008 г. повышаются лицам, которые в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года находились на военной службе не менее 6 месяцев (за исключением лиц, находившихся в составе действующей армии), а также лицам, которые в период Великой Отечественной войны ( с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) проработали не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы Великой Отечественной войны - на 16 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Согласно отзыва на иск военный комиссариат не оспаривает, что Ванин А.П. имел право на повышение пенсии, установленное п. «д» статьи 45 выше указанного закона. В соответствии с Федеральным законом от 01.11.2007 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» размер базовой части трудовой пенсии по старости с 01.12.2007 г. установлен в сумме 1 560 рублей в месяц. Таким образом, проанализировав вышеизложенные нормы права, суд пришел к правильному выводу о том, что назначенная истице пенсия по случаю потери кормильца, который являлся участником Великой отечественной войны, подлежит повышению на 16 процентов базовой части трудовой пенсии по старости. Аналогичная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 02.02.2000 г. N 2 13пв-99пр. На основании статьи 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. В пункте 13 Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 14.02.2000 г. № 9 (с изменениями от 6.02.2007 г.) определено, что при определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. Судом установлено, что в результате инфляции покупательская способность несвоевременно выплаченных истице денежных сумм за указанный период снизилась и истице причинен ущерб. Расчет взыскиваемых денежных сумм, представленный истицей, судом проверен и признан правильным. Арифметически данный расчет представителем ответчика не оспаривался. При таких обстоятельствах, с учетом того, что со стороны ответчика имело место нарушение пенсионных прав истицы, ее пенсия начислялась ей в меньшем объеме, чем предусмотрено действующим законодательством, является правильным вывод суда о том, что исковые требования Лошмановой М.С. о взыскании с Военного комиссариата Самарской области выплаты недополученной пенсии, подлежат удовлетворению. Доводы кассационной жалобы представителя ответчика о том, что вывод суда об удовлетворении исковых требований Лошмановой М.С. на основании п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» противоречит нормам действующего законодательства, не могут являться основанием для отмены решения. Определением суда от 15.09.2011 г. суд разъяснил, что при вынесении решения была допущена описка, в связи с чем, выплату недополученной пенсии Лошмановой М.С. следует произвести именно на основании п. «д» ст. 45 вышеназванного Закона. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Самарского районного суда г. Самары от 13 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи