Судья Колояров И.Ю. гр. касс. дело № 33- 10622/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 11 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Акининой О.А., судей: Набок Л.А., Ефремовой Л.Н., при секретаре Триер А.И., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Департамента управления имуществом г.о.Самары на решение Промышленного районного суда г.Самары от 05 сентября 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Кандыбы В.И., Кандыбы М.В., Кандыбы И.В. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма, регистрации по месту жительства - удовлетворить. Признать за Кандыбой В.И., Кандыбой М.В., Кандыбой И.В. право пользования жилым помещением- квартирой, расположенной по адресу: <адрес>. Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с Кандыбой В.И. договор социального найма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>. Обязать УФМС по Самарской области в Промышленном района г.Самара зарегистрировать Кандыбу В.И., Кандыбу М.В., Кандыбу И.В. в жилом помещении по адресу: <адрес> Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения Ворониной Е.А. (представителя Департамента управления имуществом г.о.Самара) в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения Кандыбы И.В. в своих интересах и в и интересах Кандыбы В.И., Кандыба М.В., а также возражения Фоминой Т.Г. (представителя ФГУ «Самарская КЭЧ района») на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Истцы - Кандыба В.И., Кандыба И.В. (супруги), Кандыба М.В. (дочь) обратились в суд к Департаменту управления имуществом г.о Самара с иском о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма, регистрации по месту жительства, указав, что Кандыбе В.И., как военнослужащему, и членам его семьи: Кандыбе И.В., Кандыбе М.В. была распределена 2-х комнатная квартира <адрес> на состав семьи из 3 человек. Вышеуказанную квартиру ранее занимал военнослужащий ФИО11, который получил другое жилье и выехал по новому месту проживания. ДД.ММ.ГГГГ. истцы обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара с целью заключить договор социального найма на распределенное жилье, однако им отказали по тем основаниям, что <адрес> относится к муниципальному жилищному фонду, что ему(истцу) и членам его семьи не может быть выдан договор социального найма на спорную квартиру. Истцы просили суд: - признать за ними право пользования на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> А; -обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара заключить с ними договор социального найма на <адрес> А в <адрес>; -обязать УФМС России по Самарской области в Промышленном районе г. Самары зарегистрировать их по адресу: <адрес>. Ответчик иск не признал. Судом постановлено вышеизложенное решение. В кассационной жалобе представителем Департамента управления имуществом г.о.Самары ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в иске. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит основания для отмены решения суда. Из материалов дела следует, что истец Кандыба В.И.(подполковник медицинской службы) в соответствии с п.25 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приказ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) признан нуждающимся в получении постоянного жилья. В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии Самарского военно-медицинского института № от ДД.ММ.ГГГГ и списком распределения жилых помещений, Кандыбе В.И. и членам его семьи: жене Кандыбе И.В. и дочери Кандыбе М.В. была распределена спорная двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 53 кв.м. Судом установлено, что ранее спорную квартиру по адресу: <адрес> занимал военнослужащий ФИО11 и члены его семьи. ФИО11 сдал спорную квартиру в Самарскую КЭЧ в связи с предоставлением другого жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ «Самарская КЭЧ района» и ФИО11 заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и члены его семьи зарегистрированы по спорному адресу. Истцы в настоящее время проживают в спорной квартире, оплачивают коммунальные платежи. В спорной квартире по адресу: <адрес>, кроме истцов, никто не зарегистрирован. Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ. истцы обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара с ходатайством о заключении договора социального найма на распределенное жилье, однако им было отказано по тем основаниям, что спорная квартира относится к муниципальному жилищному фонду, что органом местного самоуправления не принималось решения о предоставлении указанного жилого помещения истцу и членам его семьи. В соответствии с выпиской из реестра от ДД.ММ.ГГГГ №, объект недвижимости <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за № на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ Суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования истцов о признании за ними права пользования спорным жилым помещением, заключении с договора социального найма и регистрации по месту жительства подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Так, военная служба по смыслу ст.59, п.«г» ст.71 Конституции РФ, и в соответствии с Законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003г. №58-ФЗ, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. №76-ФЗ (в ред. от 06.01.2007г.), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей (п.5 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившиеся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности к жилищному фонду субъекта Федерации. Суд правильно отметил, что несмотря на то, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности, вопросы обеспечения военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории г.Самары, имеют общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами исполнительной власти соответствующего субъекта; законодатель предусмотрел такую форму обеспечения жильем военнослужащих как повторное заселение по правилам п.5 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих». С учетом изложенного, суд пришел правильному выводу о том, что до наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договорам социального найма, юридическим основанием для применения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» является факт освобождения жилого помещения военнослужащими, ранее занимающим жилую площадь, принятие истца на учет в качестве нуждающегося в жилой площади и обращение истца о заселении квартиры по договору социального найма. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 г. № 453-0, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения пункта 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - не исключает участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещении, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность органа местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме. Доводы кассационной жалобы представителя Департамента управления имуществом г.о.Самары о незаконности и необоснованности решения суда первой инстанции являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда. На основании изложенного, и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Промышленного районного суда г.Самары от 05 сентября 2011г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента управления имуществом г.о.Самары - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: