Об устранении нарушений законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности



Судья: Семыкина А.Н. гр.дело № 33-10440/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Решетняк М.А.,

Судей: Сорокиной Л.А., Калинниковой О.А.,

с участием прокурора Фоминой И.А.,

при секретаре Тимагине Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г.о. Самары на решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 августа 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконны бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в МОУ СОШ № 140 и об обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент образования Администрации городского округа Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, в связи с чем провести в МОУ СОШ № 140 необходимые организационно-хозяйственные мероприятия, а именно:

1. Путь эвакуации отделать несгораемыми материалами (покрытие пола в коридоре на втором этаже здания). Нарушены: ППБ 01-03 п. 3, 53, СНиП 21-01-97*, п. 6.25.

2. Путь эвакуации отделать несгораемыми материалами (покрытие пола в коридоре на первом этаже здания). Нарушены: ППБ 01-03 п. 3, 53, СНиП 21-01-97*.

3. Путь эвакуации отделать несгораемыми материалами (ступени лестничных клеток). Нарушены: ППБ 01-03 п. 3, 53, СНиП 21-01-97*, п. 6.25.

4. Выходы на чердаки из лестничных клеток оборудовать противопожарными люками 2-го типа с размерами 0,6х 0,8 м. Нарушены: ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*, п. 8.4*.

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Департамента образования администрации г.о. Самара по доверенности Гуляевой К.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Фоминой И.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Куйбышевского района г. Самары обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 140 г. Самары» (далее МОУ СОШ № 140).

Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Куйбышевского района г. Самары совместно со специалистами Госпожнадзора проверки соблюдения федерального законодательства, направленного на охрану здоровья и жизни несовершеннолетних и обеспечение безопасного образовательного процесса, выявлены нарушения требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № 140, связанные с наличием сгораемых материалов на путях эвакуации здания школы, отсутствием противопожарных люков на чердаках, о чем составлен акт. Выявленные нарушения допускаются продолжительное время, в связи с чем у Администрации г.о. Самара и соответствующих Департаментов имелась возможность выделить необходимые денежные средства для устранения нарушений, однако ответчики бездействуют. Самостоятельно учреждение не может устранить нарушения ввиду отсутствия достаточного финансирования. Сложившееся положение создает опасные условия для нахождения обучающихся и работников в данном учреждении, а также иного неопределенного круга лиц, посещающих школу.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, на положения Закона РФ «Об образовании», ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устав г.о. Самара, с учетом уточнения требований, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № 140 и обязать их провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, перечисленных в иске.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит отменить решение суда, считает его необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает его правильным.

В силу ст. 37, 38 Федерального Закона № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности», организации и учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст. 31 Закона № 3266-1 от 10.07.92 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Статья 19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Судом установлено, что прокуратурой Куйбышевского района г. Самары совместно с органами Госпожнадзора проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья граждан в МОУ СОШ № 140 г. Самары.

В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности.

До настоящего времени не устранены нарушения требований п. 3, 53 ППБ 01-03, п. 6.25, 8.4 СНиП 21-01-97* - пути эвакуации (покрытие пола) в коридорах на первом и втором этажах здания школы, а также лестничные клетки частично отделаны сгораемыми материалами, выходы на чердаки с лестничных клеток не оборудованы противопожарными люками.

Данное обстоятельство не оспаривалось представителями ответчиков и подтверждается копией акта проверки.

С учетом изложенного, суд правильно указал, что состояние противопожарной безопасности в здании средней школы № 140 г. Самары, являющемся муниципальной собственностью, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности находящихся в здании несовершеннолетних учащихся, работников учреждения и иных граждан, посещающих образовательное учреждение, поскольку в случае возникновении пожара выявленные нарушения будут способствовать распространению пожара по помещениям учебного заведения и затруднят организацию быстрой эвакуации людей, создавая тем самым непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 7 Устава г.о. Самара к вопросам местного значения относится формирование, утверждение, исполнение городского бюджета и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара.

Статья 25 Устава относит решение вопросов местного значения к компетенции Администрации г.о. Самара.

Согласно Уставу МОУ СОШ № 140 учредителем школы является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара.

Как следует из трехстороннего договора об отношениях образовательного учреждения с Учредителем от 17.06.2009 г., заключенного между Департаментом управления имуществом г.о. Самара, Департаментом образования администрации г.о. Самара и МОУ СОШ № 140, вопросы финансирования деятельности образовательного учреждения, создания условий для его хозяйственной деятельности, осуществление текущего, аварийного и капитального ремонта здания школы входят в компетенцию Департамента образования.

О необходимости выделения денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности администрация МОУ СОШ № 140 ставила в известность Департамент образования Администрации г.о. Самара, однако в достаточном объеме финансирование не осуществляется.

Поскольку из обстоятельств дела следует, что Администрацией г.о. Самара и Департаментом образования Администрации г.о. Самара были предприняты меры для устранения отдельных нарушений требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № 140, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований полагать, что ответчики незаконно бездействуют.

Вместе с тем, принимая во внимание, что не все необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния МОУ СОШ № 140 в соответствие с действующим законодательством были выполнены, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию г.о. Самара, как на орган местного самоуправления, а также Департамент образования администрации г.о. Самара, являющийся распорядителем денежных средств, обязанностей по устранению имеющихся нарушений, обоснованно частично удовлетворив заявленные прокурором требования.

Доводы кассационной жалобы Администрации г.о. Самара о том, что расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в силу предоставленных полномочий Администрация г.о. Самара и Департамент образования обязаны самостоятельно определять приоритетные направления формирования и размещения заказов, а также расходования денежных средств.

Доводы о том, что суд не указал в решении в какой доле каждый из ответчиков и кто именно из ответчиков должен исполнить решение суда, нельзя признать обоснованными.

Как видно из резолютивной части решения, обязанности по проведению организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности в МОУ СОШ № 140 г. Самары возложены на Администрацию г.о. Самара и Департамент образования администрации г.о. Самара. При этом в решении суда указан конкретный перечень мероприятий, которые необходимо выполнить ответчикам. Выражений, позволяющих толковать решение суда неоднозначно, резолютивная часть не содержит.

Поскольку при принятии обжалуемого решения нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая юридическая оценка, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: